Развод по…израильски

 В Израиле существует уникальная юридическая ситуация правового регулирования вступления в брак и его расторжения.
Еще во времена правления  британского мандата в стране Израиль было установлено, что вопросы брака и развода регулируются религиозным правом.

Например, если речь шла о супругах евреях, то еврейским религиозным правом и, соответственно, вопросы брака и развода евреев относились к компетенции раввинатских судов. В ситуации, когда супруги-христиане или мусульмане , то вопросы их брака и развода регулировались соответственно христианскими или мусульманскими религиозными нормами. 

      Однако, когда в 90-х в Израиль начали прибывать в большом количестве смешанные пары (а начали они прибывать, как вы понимаете из стран бывшего СССР), возник вопрос- как эти смешанные пары, один из супругов в которых еврей, а другой — не еврей (то есть относится к другой религиозной конфессии или не принадлежит ни одной из них) могут официально расторгнуть свой брак.

И израильский законодатель нашел выход из положения, приняв закон об особом порядке расторжения смешанных браков.

    Ниже будут вкратце описаны основные моменты процедур расторжения брака между супругами-евреями , а также расторжения смешанных браков. 

  Развод «по традиции»

    Еврейская традиция не требует наличия каких-либо  специальных “оснований” для развода. Если два человека  решили развестись, никаких особых препятствий на их пути не ставится.  Не существует также препятствий для разведенных вступить в новый брак, или даже возродить старый. Только коэн (потомок рода священников) ограничен в возможности  жениться на разведенной женщине.
    Развод оформляется специальным документом, который называется «гет». Гет – это документ, удостоверяющий, что брак был расторгнут.  В гет указываются все имена, под которыми могут быть известны муж и жена;  где и когда был осуществлен развод. Гет принадлежит жене, но  сегодня он обычно остается на хранении раввинатского суда. Последний выдает женщине соответствующим удостоверением, которое она и предъявляет в Службу реестра населения (МВД) для подтверждения своего статуса разведенной. 
        Если обе стороны согласны на развод, то процедура очень проста. Стороны обращаются в раввинатский суд , который назначает день судебного заседания. Писец напишет гет в присутствии даяним (судей) и муж передаст его жене в присутствии двух свидетелей.

        Если муж и жена не хотят встречаться в зале суда, каждая из сторон (или обе) могут назначить своего представителя, муж – чтобы вручить гет, жена – чтобы его принять. Развод вступает в силу с момента получения его женой или ее представителем. Если муж и жена живут в разных городах, муж должен обратиться в ближайший раввинатский суд, где в присутствии даяним будет написан гет, который затем передается в раввинатский суд того города или страны, где живет жена. Она должна будет прийти в суд, чтобы получить гет в присутствии свидетелей.
    Если развод между евреями происходит за границей, как правило, гет оформляется после гражданского развода; в Израиле еврейский развод – это и есть гражданский развод. По еврейскому закону гражданский развод не имеет силы. Супруги-евреи, оформившие развод в гражданском суде, но не прошедшие еврейской процедуры развода, с точки зрения еврейского закона остаются супругами. Это означает, что, вступая в новый брак без оформления гета, они совершают прелюбодеяние.
    Значение гет таково, что если муж отказывается дать жене гет, она не считается разведенной и не может вступить в новый брак. Если же   все-таки жена решится на другой брак (и вступит в него, скажем, за границей), то  согласно еврейскому религиозному закону она совершит прелюбодеяние, чреватое трагическими последствиями для ее детей — они будут считаться незаконнорожденными, и будут ограничены в целом ряде прав (например, не смогут вступить в брак с евреем-законнорожденным).

     Может сложиться и обратная ситуация. Жена может отказаться принять гет. С точки зрения еврейской традиции гет имеет силу только тогда, когда добровольно передан и добровольно получен. Раввинат не может  постановить об «автоматическом» разводе, как это имеет место в случае гражданского развода. 
    На такие случаи  светское законодательство предусматривает ряд санкций, которые может применить раввинатский суд против мужа , отказывающегося дать гет жене или против жены, отказывающейся его принять.
    В таком случае раввинатский суд может выдать специальное постановление цель которого — причинить как можно больше неприятностей «ослушнику», в постановлении может содержаться запрет выезжать из страны, получать заграничный паспорт, иметь водительские права, заниматься определенными видами деятельности, открывать и иметь банковские счета и чековые книжки и т.п. В некоторых крайних случаях, раввинатский суд может постановить даже об аресте и тюремном заключении «отказника» сроком до 5 лет с последующим продлением.

 Развод «по светски»

    Как уже упоминалось в отношении развода супругов принадлежащих к разным религиозным конфессиям, или не принадлежащим ни к одной, действует специальный закон — Закон о «Судопроизводстве по вопросам расторжения брака (особые случаи и международная подсудность)».
    Данный закон распространяется только на расторжение гражданских браков, заключенных за рубежом между представителями различных религиозных конфессий или между супругами, хотя бы один из которых не принадлежит ни к одной из распространенных в Израиле конфессий. Например, если один из супругов-буддист или атеист (для удобства будем называть их «смешанными браками»). Следует подчеркнуть, закон не распространяется на супругов- представителей одной религиозной конфессии, такой как иудаизм, христианство или мусульманство, даже если они вступили в светский брак за границей. Так, например, еврей и еврейка, вступившие в брак на территории России, для развода должны будут обратиться в раввинатский суд, и их развод регулируется, соответственно, религиозным еврейским правом.
     В настоящее время существует следующая процедура расторжения смешанных браков. Супруги (или один из супругов) должны обратиться в суд по семейным делам, расположенный по месту их последнего совместного проживания, с просьбой об определении подсудности по делу о расторжении брака.
     К просьбе следует приложить:
1. Декларацию от имени подателя просьбы;
2. Специальный бланк, указывающий на религиозную принадлежность сторон;
3. В случае если одна из сторон не принадлежит ни к одной из конфессии, прилагается письменная декларация свидетеля, подтверждающая этот факт;
4. Удостоверение соответствующей ветви христианской конфессии или письменная декларация свидетеля, в случае если одна из сторон относится к христианскому вероисповеданию;
5. Свидетельство о браке, переведенное на иврит.
    Суд по семейным вопросам, основываясь на данных, представленных в указанных выше документах, посылает запрос в Верховные религиозные суды в соответствии с конфессиями сторон (если хотя бы одна из сторон относиться к какой либо профессии). Как правило – запрос отправляется в Верховный раввинатский суд в Иерусалиме.
    Верховный религиозный суд в течение трех месяцев с момента полученя запроса должен дать заключение по вопросу наличия или отсутствия у него подсудности по данному конкретному делу. Если религиозный суд дает отрицательное заключение (то есть заключение о том, что у него нет подсудности по вопросу о разводе вследствие того, что брак смешанный) или не дает ответа, суд по семейным вопросам принимает полномочия по расторжению брака на себя.
    Если ни одна из сторон не относится ни к какой религиозной конфессии, признанной в Израиле, суд по семейным делам отправляет запрос Юридическому советнику при Правительстве что бы последний проверил на основании имеющейся информации, нет ли все — таки подсудности у одного из религиозных судов.
     После того, как суд по семейным делам принял полномочия, необходимость в подаче отдельной просьбы о расторжении брака отпадает. Как правило, если развод осуществляется по взаимному согласию, дело решается в одном судебном заседании. 
    Ввиду отсутствия в Израиле светского законодательства о браке и разводе как такового, вопросы, возникающие при разводе, решаются израильским судом в соответствии с семейным правом той страны, в которой находилось последнее совместное место жительства супругов, а при отсутствии такового, семейным правом страны, в которой был заключен брак. 
    Очевидно, что израильские судьи не могут являться специалистами в семейном праве бессчетного количества иностранных государств, поэтому, как правило, для рассмотрения дела о расторжении брака, заключенного за рубежом, суд обязывает стороны представить заключение эксперта по семейному праву соответствующего государства. Таким экспертом является адвокат, имеющий соответствующие знания о праве другого государства.

Виктория Керен,  адвокат

e-mail: viktory.law@gmail.com


Опубликовано

в

от