Ракетный кризис между западом и востоком – на фоне проблем разных регионов

У каждого исследователя есть безусловное право на своё видение любой общеизвестной проблемы. К примеру, автор данных строк принадлежит к числу тех, кто уверен – что бы ни происходило в нашем регионе или что бы ни планировалось или анонсировалось, с каокй бы конкретной сферой жизнеобеспечения или жизнедеятельности это ни было бы связано, реально текущие и, возможно, перспективные процессы могут быть связаны с тем, что определённые мировые силы хотят положить конец государственной и политической самостоятельности Ирана, взять под свой контроль его богатства и ресурсы, в итоге – контролировать наиважнейший коммуникационный перекрёсток всей Евразии.

Можно при этом выделять фактор энергоносителей как главенствующй – с сопутствующими коммуникациями, борьбой различных участников пресловутой «Большой игры» вокруг различных трубопроводных проектов и т.д. Можно пойти иным путём – выделять те или иные планы по сугубо политическому или геополитическому переустройству региона, а то и целого ряда регионов.

Но можно и так – допустить, что во главу угла всё же ставится вопрос о противостоянии Запада и Востока. И допустить, что Запада, в основном в лице США и НАТО, всё же решил готовиться к вооружённому конфликту с Востоком.

И тогда тот же Иран и комплекс связанных с ним проблем – просто важная предпосылка для дальнейшей «атаки» на Россию, Китай… Что первично – пустая болтовня американцев об угрозе «демократическому миру» в виде, оказывается, несуществовавших запасов оружия массового поражения (ОМП) в диктаторском Ираке или, как сейчас, о «потенциальной угрозе» появления ядерного оружия в Иране, которые фактически приводили и продолжают приводить к появлению очагов военного присутствия США практически в непосредственной близости от южных границ России, или же тот факт, что США последовательно выходили в одностороннем порядке из режимов 2-сторонних договорённостей с РФ (как правопреемницей СССР) по противоракетной обороне (ПРО) и ограничению стратегических наступательных вооружений (серия договоров СНВ)? ОМП в Ираке и «угроза появления ядерного оружия» в Иране – согласимся, в одном случае это уже доказанный факт всемирной лжи американцев, в другом – информация, вызывающая серьёзные сомнения и, не исключено, со временем тоже станет доказанным фактом лжи США.

Оба случая – повод. Для войны.
Сейчас мировая общественность наблюдает очередной всплекс ракетного кризиса между США и… разумеется, Россией, а не Ираном. Причём тут трудно разобраться, кто больше блефует и ради чего.

Казалось бы, ещё в 2008-09 гг. американцы ясно видели, что по вопросам ПРО и СНВ, как и в проблемах «околоиранских», им никак не удаётся переубедить Москву и вынудить властный тандем Медведев-Путин встать на американские позиции. Шантаж разместить элементы американской системы ПРО совсем уж «напротив» российской столицы и рядом с западными границами РФ – в Польше и Чехии, ничего не дал американцам. «Перезагрузка»-«перегрузка», анонсированная новым госсекретарём США Хиллари Клинтон (рискнём предположить, не без консультаций с Генри Киссинджером и Збигневом Бжезински, сейчас фактически вернувшихся к активной роли в коридорах Госдепа США), выразилась в отказе от этих планов.

Но что увидел беспристрастный наблюдатель? Новые предложения Вашингтона по ПРО ещё хуже (в первую очередь, для интересов нацбезопасности России), чем предыдущие. И новые шаги США в этой сфере ещё более угрожающи, чем вся предыдущая канитель.

В той же Польше собираются размещать американскую военную базу, оснащённую ракетными комплексами «Пэтриот», да ещё в Мораге на Мазурах — в 100 км от Калининградской области РФ. И уже польские эксперты начинают бить тревогу, ориентируясь на решение российских военных вернуться к идее о размещении комплексов крылатых ракет «Искандер» в Калининградской области, и призывают Варшаву идти по пути построения европейской ПРО, предложенной французами.

Ведь «Пэтриоты» это уже не ПРО, а средства ПВО – то есть это-то явно против РФ!..
Следом США начинают как бы «окружать» своими «Пэтриотами»… Иран – с юга. Ещё с 1 февраля мир получил уйму информации о том, что «в целях защиты союзников США от возможного нападения со стороны Ирана» эти комплексы ставятся в Катаре, ОАЭ, Бахрейне и Кувейте.

В каждой из четырёх стран будут находиться по две батареи ЗРК. Кроме того, в Персидском заливе будут дежурить два американских корабля, способных сбивать иранские ракеты. Также Вашингтон помогает Саудовской Аравии осуществлять защиту её нефтяных платформ и инфраструктуры.

Данные шаги готовились на протяжении нескольких месяцев, являясь частью более масштабных изменений в подходах США к ПРО, в том числе, в Европе и Азии. Подробности этих действий не разглашаются, отчасти из-за деликатности данных вопросов для дипломатии стран Персидского залива, которые обеспокоены военными возможностями Ирана и опасаются признаваться в том, что США обеспечивают им защиту.

Уже 5 февраля, с «подачи» ряда израильских СМИ, прошёл слух, что якобы США хотят напасть на Иран с территории именно Кувейта, однако председатель парламента Кувейта Джасем аль-Харафи отрицал такую возможность, сказав, что использование территории Кувейта каким-либо государством для нападения на третьи страны невозможно: «Агрессия против какого-либо государства не может исходить с нашей земли».
Именно с этой отметки, конец дня 4 февраля или ночь 5-го, поступают сведения о том, что США официально предложили Румынии разместить элементы наземного базирования ПРО.

Потом мир узнал, что нечто подобное американцы пока неофициально предложили и Болгарии с Турцией. Долгое время было непонятно, какова истинная суть американских предложений Бухаресту, Софии и Анкаре, так как сами американцы или путались в показаниях, да ещё ссылались на то, что, мол, они ставили своих российских партнёров обо всём в известность, и размещение в бассейне Чёрного моря элементов морского (корабельного) базирования не будет, или же вообще отмалчивались.

Вместо них через небольшой промежуток времени с откровениями начало выступать МИД Румынии. Что там на первом месте, в этих откровениях? Сугубо американизированные голословные утверждения о том, что американские ПРО направлены не против России, а против Ирана. При этом Москва не особо спешит получить разъяснения от Вашингтона.

Зато МИД РФ обращается за разъяснениями к Румынии и Болгарии. А российские эксперты, обсуждая создавшееся положение, то говорят, что эти новшества американцев сейчас не опасны, то признаются, что «со временем» и при определённых условиях это может представлять угрозу безопасности РФ.

В то же время структуры российской законодательной власти признают, что размещение ПРО США в Румынии может повлиять на ход переговоров по заключению нового российско-американского договора СНВ, как заявил 5 февраля 1-ый зам.председателя комитета Госдумы РФ по международным делам Леонид Слуцкий (ЛДПР). При этом ряд военных экспертов указывает, что главное для России – это вопрос о том, разместят ли США аналогичные элементы где-нибудь на Балтике или на севере. «Если какая-то из стран примет там элементы ПРО, то это уже однозначно будет говорить о том, что эта ПРО в любом случае работает и против России тоже.

В данный момент эта система так называемого двойного базирования — она накрывает половину европейской территории России и прикрывает от Ирана. Если появится элемент, который перекроет вторую половину России с севера, то в этом случае станет понятно, что они выстраивают систему и против России», — свидетельствовал, например, 5 февраля военный эксперт Владислав Шурыгин.

На 46-й Мюнхенской конференции по безопасности вице-премьер России Сергей Иванов попытался выяснить у американцев, в частности, в ходе двусторонних встреч с бывшим госсекретарем США Генри Киссинджером и сенатором Джоном Керри. С.Иванов заявил также о том, что России сложно вести переговоры о сокращении ядерного потенциала, в то время как США ведут активные работы по созданию системы ПРО. «Невозможно всерьёз говорить о снижении ядерного потенциала, когда государство, обладающее ядерным оружием, разрабатывает и размещает системы защиты от средств доставки ядерных зарядов, которые есть у других государств.

Это подобно теории щита и меча, когда и то, и другое постоянно развивается, держа в уме характеристики и возможности каждого из них», — сказал он. Но чего тут и в чём сомневаться, коли МИД Румынии 9 февраля (явно «с разрешения» американцев) раскрыл детали предстоящего размещения американской ПРО?

На наш взгляд, все вопросы о том, что данное оружие будет направлено только против Ирана, отпали – нет, эти космплексы будут действовать в первую очередь против России и её позиций на Кавказе и в бассйене Чёрного моря. Итак, теперь американская система ПРО в Европе будет осуществлена в четыре этапа.

На территории Румынии предполагается размещение ракет-перехватчиков SM-3 (Standard Missile) типа Block 1B, которые смогут функционировать к 2015 г. При этом все ракеты будут наземного базирования, а радиолокационные системы будут размещены за пределами Румынии. Первый этап создания противоракетного щита запланирован на 2011 г. и предусматривает защиту отдельных регионов Юго-Восточной Европы.

Предусмотрено разв`ртывание радиолокационных систем и расположенных на кораблях перехватчиков SM-3. То есть, несмотря на Конвенцию Монтрё, о которой напомнили румынам и С.Иванов, и МИД РФ, и которая резко ограничивает присутствие военных кораблей нечерноморских стран в акватории Чёрного моря, как выражались эксперты в Румынии, Молдавии и др., на деле США стремятся превратить Чёрное море в «американское озеро»!

Начало второго этапа рассчитано на 2015 г. Планируется установить ракеты-перехватчики нового поколения, что позволит расширить зону защиты союзников НАТО. Ракеты будут установлены на военных базах в Юго-Восточной Европе, включая Румынию. А теперь – повышенное внимание!!!

Третий этап запланирован на 2018 г. и предусматривает размещение новых военных баз на севере Европы и расширение зоны покрытия системы ПРО на все европейские государства-члены НАТО. Ещё раз подчеркнём опасения военного эксперта В.Шурыгина: «Если появится элемент, который перекроет вторую половину России с севера, то в этом случае станет понятно, что они выстраивают систему и против России».

То есть третий этап развёртывания американских ПРО в Европе – он как раз и реально выдаст истинные цели американцев.
Последний этап создания системы безопасности начнётся в 2020 г. Предполагается, что после завершения необходимых исследований, разработок и тестирований будет возможно развертывание новых перехватчиков SM-3 Block 2B.

Данный шаг позволит обеспечить повышенную защиту территории США от атак межконтинентальных баллистических ракет.
По информации румынского МИД, США провели по данному вопросу детальные консультации с Россией, подчеркнув при этом, что новая система безопасности открыта в том числе и для участия Москвы.

Относительно сроков заключения соглашения об участии Румынии в создании системы ПРО, румынский МИД сообщил, что с учётом всех предстоящих консультаций с американскими партнёрами, конечный документ может быть подписан через год-полтора.
Таким образом, как и констатировал 11 февраля во время видеомоста Москва-Кишинёв российский эксперт, старший научный сотрудник центра международной безопасности ИМЭМО РАН Владимир Евсеев, система евроатлантической безопасности становится антироссийской.

А не антииранской! «Сначала было объявлено об установке в Польше американских ракет Patriot. То, что они располагаются вблизи российских границ рядом с Калининградской областью, говорит о том, что они предназначены для решения задач не противоракетной, а противовоздушной обороны. Против кого это направлено?

Естественно, против России», — отметил он. «Ещё недавно говорилось о совместных российско-американских инициативах в области ПРО. В прошлом году мы даже вместе оценили совместные угрозы. А теперь США размещают ПРО на территории Румынии. Угроза это для России, или нет?

Угроза, и именно так Россия к этому и относится», — подчеркнул эксперт. «Никакого стратегического партнёрства между Москвой и Вашингтоном не наблюдается. Мюнхенская конференция чётко показала расхождение позиций России и США, на Западе очень прохладно отнеслись к проекту нового договора о евроатлантической безопасности, представленному Дмитрием Медведевым.

В результате на фоне улучшения отношений мы получаем их охлаждение», — отметил Евсеев.
…Поляки не зря били тревогу в связи с «Пэтриотами» и призывали вернуться к идее общеевропейской ПРО. Кстати, и проект евроатлантической безопасности Д.Медведева также ведь учитывал весь комплекс опасений именно европейцев, в частности, одного из главных партнёров России в Европе – Франции.

Поэтому, наверное, не стоит удивляться, что 12 февраля находившийся с визитом в Бухаресте госсекретарь по европейским вопросам МИД Франции Пьер Лелуш заявил, что американская система противоракетной обороны в Румынии должна быть разработана совместно с Россией, поскольку перед Европой и Россией стоят общие проблемы безопасности. Нет, конечно – это не открытая оппозиция политике США в сфере ПРО, но это чёткий намёк американцам и румынам на то, что лидеры Европы не поддержат односторонних действий Вашингтона, если Россия расценит их как угрозу своей безопасности.

Но если в ответ на размещение американских «Пэтриотов» в Польше российские военные ответили возвратом к плану размещения комплексов крылатых ракет «Искандер», то… чем можно ответить на случай с Румынией и предполагающийся – с Болгарией и Турцией? 15 февраля в Москве прошли переговоры с президентом Приднестровско-Молдавской республики (ПМР) Игорем Смирновым.

И вот на совместной пресс-конфренции при участии главы МИД РФ Сергея Лаврова президент ПМР предложил разместить… те же самые «Искандеры» и в Приднестровье. 19 февраля на брифинге официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко, отвечая на соответствующий вопрос, подчеркнул, что МИД России не комментирует заявления президента Приднестровья И.Смирнова, о том, что ПМР готова разместить на своей территории российские крылатые ракеты в качестве средства против американской ПРО. «Мы видели сообщения СМИ по данному поводу, но вам лучше обратиться за комментариями к самому господину Смирнову.

Более подробно прокомментировать этого я не могу», — сказал Нестеренко. А в этом время в Молдавии пошли заявления о том, что размещая американские ПРО, Румынии «затягивает удавку» на братской стране и уменьшает её надежды на реинтеграцию Приднестровья в состав молдавского государства, что надо было румынам «посоветоваться» с Молдавией и т.д.

С другой стороны, пошли и призывы к России и Украине обязательно «обеспечить безопасность своих граждан в Республике Молдова» — т.е., в принципе, в ПМР, так как большая часть российских и украинских граждан одновременно являются и гражданами ПМР!
Видит ли читатель изюминку момента?

Разве судьба Молдавии и ПМР тут – основная канва событий вокруг «ракетного противостояния» (пока виртуального) между Россией и США? Нет. Но при желании можно комментировать и так – мол, вот, всё крутится вокруг идей о желательности «завлечения» в НАТО Молдавии, так как после президентских выборов на Украине шанс вовлечь в Североатлантический блок официальный Киев значительно уменьшились.

Ну а если стоит вопрос о Молдавии в НАТО – значит, автоматически актуализируется и проблема приднестровского урегулирования… Чем не версия? Только тем, что эти вкратце изложенные мысли – лишь фон, оттеняющий основной конфликт, вот уже сколько лет буквально терзающий всё постсоветское пространство.

Да, откровения МИД Румынии относительно подробностей развёртывания американской ПРО, как видим, заставили забеспокоиться многих. Волновались в Молдавии и ПМР – ну, Кишинёву вроде бы румыны «внушили», что молдавским интересам ожидающаяся новая ситуация не повредит.

Но 19 февраля выразила обеспокоенность и Украина – правда, не самой американской ПРО, а тем, что перехват ракет реален непосредственно над украинской территорией. Румыны и Киев начали увещевать…
А что там с Ираном? Надеемся, что основные даты начала нынешнего ракетного кризиса остались в памяти читателей. Итак, вновь повторяем вопрос: что было первичным? Что и из чего вытекало?

Сейчас, с позиции оценки решения США и Румынии, по-иному воспринимается и заявление президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада от 11 февраля о том, что Тегеран приступил к самостоятельному обогащению урана до 20%-го уровня и что Иран превратился в ядерную державу. Это – не очередной вызов Западу или всему мировому сообществу. Скорее, это – шаг оборонительный.

Ещё 5 февраля, когда обощались сообщения о размещении «Пэтриотов» в Персидском заливе, иранские власти обвинили США в развязывании «психологической войны», представляя Иран в качестве угрозы странам региона и убеждая их в необходимости американской защиты. «Они не хотят видеть хорошие и развивающиеся отношения между Ираном и его соседями в Персидском заливе и поэтому начали психологическую войну», — заявил глава Генштаба иранских Вооружённых сил генерал Хосейн Фирузабади. Конечно, не будем наивными – злосчастный доклад директора Национальной разведки США Дэнниса Блэра от 2 февраля тут тоже играл свою роль.

Мы уже сообщали читателям, что Д.Блэр тогда «напророчил» возможное возобновление войны в Закавказье. Но он также отметил тогда, что, по мнению американской разведслужбы, «Иран обладает возможностью производить ядерное оружие, однако США не могут утверждать, будет ли в конечном счёте Иран производить ядерное оружие или нет».

Иранская сторона тут же объявила умозаключения Д.Блэра «новой антииранской авантюрой», напомнив, что опубликованный в 2007 г. совместный доклад 16 американских спецслужб с большой степенью уверенности объявлял, что, в противоположность прежним утверждениям Вашингтона, Тегеран не стремится к созданию ядерного оружия. Уже 12 февраля в интервью журналу «VIP-Premier» иранский президент весьма эмоционально констатировал факт окружения России со стороны НАТО. «НАТО окружило Россию практически со всех стороны, и однажды Россия осознает это», — не скрывая своей досады, заявил М.Ахмадинеджад.

По его словам, «Россия должна отреагировать на размещение сил НАТО вдоль её границ». И тут же обостряется вопрос о непоставке российских ЗРК С-300 ПМУ1 Ирану. Посол Ирана в РФ Махмуд Реза Саджади в недавнем интервью «Интерфаксу» отметил и отсутствие поставок российских ЗРК Ирану как негативный фактор. «Думаю, что подобное положение вещей вредит политическому имиджу России во всём мире и имиджу её технологий.

Судя по сигналам, которые мы получаем от российской общественности, это фактически оскорбление России», — сказал он. Глава иранской дипмиссии в Москве отметил, что не знает, поставит ли Россия С-300 в Иран. «Российские власти заверяют, что отправят эти комплексы, поскольку они считают, что это будет способствовать установлению стабильности в регионе.

К тому же, речь идёт об оборонительном оружии», — сказал Саджади. Однако, по его словам, «возникает вопрос: почему американцы без всяких контрактов и договоров установили системы ПВО, ракеты «Пэтриот» в странах Персидского залива, причём в течение очень небольшого времени, в то время как Россия не может справиться с устранением технических неполадок в предназначенных для нас комплексах С-300?».

Между российскими представителями разворачивается заочная «дискуссия». 17 февраля на проходящей в Индии оружейной выставке «Дефэкспо Индия – 2010» 1-ый зам.директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) России Александр Фомин опять говорит о «технических проблемах» — что-то с «радиочастотами», но подтверждает, что поставки обязательно произойдут.

Только срок будет определён позже, добавляет директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев. Но на следующий день BBC News со ссылкой на заявление главного конструктора головного системного КБ концерна ПВО «Алмаз-Антей» (заниамющегося как раз этими ЗРК) Владимира Каспарьянца утверждает: «Нет никаких технических вопросов и проблем.

Это политический вопрос».
Вынуждены согласиться с последним комментарием. Ведь на прошлой неделе и российская дипломатия «поговорила» с представителями стран Персидского залива (18 февраля, во время встречи спецпредставителя президента России по Ближнему Востоку, зам.министра иностранных дел Александра Салтанова с делегацией Генсекретариата Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива во главе с гендиректором Управления международных экономических отношений ССАГПЗ Абдель Азизом Хамадом аль-Уишеком), и израильский премьер Беньямин Нетаньяху срочно побывал в Москве и провёл переговоры с Д.Медведевым и своим российским коллегой Владимиром Путиным.

Причём по косвенным свидетельствам известно, что Израиль вновь призывал Россию не продавать Ирану ракетные комплексы С-300. Так, Совет нацбезопасности РФ фактически выразил недовольство тем, что Запад и Израиль, невзирая на многочисленные просьбы Москвы не вооружать и не перевооружать Грузию, тем не менее, продолжают активно участвовать в новой волне милитаризации этой республики.

Не с этим ли связано то обстятельство, что только 20 февраля замглавы МИД РФ Сергей Рябков заявил, что Россия выступает против «парализующих» санкций в отношении Ирана и намерена выполнить контракт по поставкам этой стране ЗРК С-300? Он отметил, что применяемый Западом относительно Ирана термин «парализующие санкции» (а Израиль, к примеру, говорит о «разрушительных санкциях»), конечно, вызывает у российской стороны полное неприятие. «Санкции должны преследовать цель укрепления режима ядерного нераспространения», — подчеркнул он.

По словам дипломата, нельзя рассматривать вопрос в такой плоскости, когда санкции могут трактоваться как наказание целой страны и её народа. В Москве считают, что «нет ничего более последовательного, чем наша позиция по Ирану».
Говоря о поставках Ирану ЗРК С-300, Сергей Рябков заявил: «Существует контракт на поставки этих систем в Иран, и мы будем его выполнять.

Мы всегда предельно ответственно подходим к соблюдению всех своих обязательств по поставкам продукции военного назначения в другие страны и действуем в полном соответствии со своими внутренними, кстати, очень жёсткими требованиями к такого рода деятельности», — подчеркнул он. Нынешние задержки он связал с «техническими проблемами» и назвал политизированными вопросы, возникающие вокруг российско-иранского военно-технического сотрудничества. «Выхватывать из общего контекста тему поставок С-300 и превращать её в какую-то чуть ли не главную проблему, а тем более как-то связывать с дискуссией по восстановлению доверия к сугубо мирному характеру иранской ядерной программы, совершенно неправильно.

Здесь мы имеем два совершенно разных вопроса, и к каждому из них надо подходить, исходя из его сути, специфики, не пытаться внедрять какие-то искусственные увязки или требования, не относящиеся к делу», — сказал Рябков.
Российские СМИ отмечали, кстати, что судя по всему, обсуждая в Москве вопрос Ирана и т.д., российские руководство и израильский премьер Б.Нетаньяху «остались при своём».

При этом в телеинтервью главы правительства Израиля ощущалось, что он обязательно хочет наклеветать на Иран и убедить россиян в том, что-де нынешний режим исламской республики чуть ли не отрицается всем народом Ирана, но при этом – якобы, он уважает точку зрения России. На что?!

На вопрос о том, довольна или не довольна Москва участием Израиля в перевооружении Грузии, или на то, что Россия фактически в угоду просьбам США и Израиля (а это косвенно вытекает из интервью зам.секретаря Совбеза РФ Владимира Назарова агентству «Интерфакс» от 15 февраля) всячески оттягивала поставки ЗРК С-300 ПМУ1 Ирану, ссылаясь на «технические проблемы»?! Хотя уже с того же 5 февраля, как говорил генсек ОДКБ СНГ Николай Бордюжа в интервью таджикистанскому еженедельнику «Вечерний Душанбе», Россия уже знала, что одним из основных источников нестабильности и одной из возможных угроз вооружённого конфликта в регионе является «всё, что связано с Ираном»?

Совершенно ведь не зря за какие-то три недели февраля и известный политолог, директор Института актуальных международных проблем Дипакадемии МИД России Алексей Пушков говорил о том, что в плане Ирана «всё неудержимо идёт к военной операции», и зам.секретаря Совбеза РФ В.Назаров предупредил Запад и Израиль, что «любая военная акция против Ирана взорвёт ситуацию, будет иметь крайне негативные последствия для всего мира, в том числе для России», и «военный удар по Ирану стал бы огромной ошибкой», и начальник Генштаба Вооружённых Сил РФ генерал армии Николай Макаров предостерёг США от удара по Ирану, подчеркнув, что таковой «будет иметь ужасные последствия»! А при этом президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов признаёт, что возможные поставки Россией Ирану ЗРК С-300 могли бы укрепить оборонительный потенциал этой страны в случае возможного военного удара со стороны США и Израиля. «Те потери, которые могла бы понести в случае военного нападения авиация США и Израиля, примени Иран эти комплексы, возможно, были бы для них неприемлемы.

Это могло бы изменить соотношение сил, соотношение ущерба», — отметил военный эксперт, в то же время выразив сомнение, что РФ поставит С-300 Ирану…
Но, думается, после малоудачных переговоров с Б.Нетаньяху в Москве (выразим версию, что израильтянин в силу каких-то обстоятельств не смог гарантировать выход Тель-Авива из антироссийской коалиции по Грузии), именно исполнение поставок ЗРК С-300 Ирану может стать одной из разновидностью «ответа» России на угрозу появления американских ПРО в Румынии, Болгарии и Турции.

Да, турки вроде бы сейчас ответили отказом США. Но вопрос о превращении Турции в третий позиционный район ПРО США (первые два – сейчас на Аляске и в Калифорнии) – дело времеии. Шеф Пентагона Р.Гейтс ведь начал «обрабатывать» Анкару ещё с 8 февраля, когда побывал в Турции с визитом.

Да, турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган во время встречи с госсекретарём США Х.Клинтон 15 февраля вроде бы потребовал, чтобы американская сторона дала объяснения странам черноморского бассейна относительно своих планов разворачивания элементов системы ПРО в Румынии и Болгарии и заявил, что считает обеспокоенность России американской ПРО справедливой. А 19 февраля пришли сведения, что якобы Турция отказывается от американского радара уже… из-за Ирана.

Турки просто играют – на времени, пытаясь заполучить симпатии и России, и Ирана. На деле же, как сообщала британская газета «The Financial Times», турки просто ведут торг – они требуют от США, чтобы чтобы размещение радара получило поддержку, «в том числе финансовую, со стороны других стран НАТО».

По мнению издания, Турция стремится поддерживать сбалансированные отношения, как с США, так и с Ираном (почему бы нам не добавить – и Россией?!..), и поэтому не хочет, чтобы размещение радара выглядело как 2-сторонняя сделка, направленная против Тегерана. По мнению Турции, в случае размещения на её территории радара он должен стать частью общей системы ПРО Североатлантического блока, финансируемой из бюджета НАТО.

Расчёт турок понятен – они знают об особенной позиции Франции и, не исключено, Германии, в том числе и в рядах НАТО. Время идёт – денежки из бюджетов других стран-членов НАТО текут… А Ирану (и России) уже не на что будет обижаться конкретно на Турцию – решение же будет общенатовским!

Другая форма ответа России – это размещение… нет, не комплексов крылатых ракет «Искандер» в Приднестровье. Начальник штаба ВВС РФ генерал-лейтенант Вадим Волковицкий 17 февраля во всеуслышание заявил, что Россия может разместить комплексы ПВО последнего поколения С-400 в странах СНГ, если будет принято политическое решение. «По решению политического руководства эти системы могут быть развёрнуты везде», — сказал он на базе бригады объединённой системы командования военно-космической обороны в подмосковном городе Электросталь.

По его словам, С-400 могут использоваться в рамках единой системы коллективной безопасности и в рамках противовоздушной обороны СНГ. Генерал уверен, что С-400 превосходит зарубежные аналоги. «По своим тактико-техническим характеристикам и перспективе развития этого комплекса нужно понимать, что комплекс находится ещё в детском возрасте.

Ему нужно повзрослеть, возмужать, но уже сейчас те заделы и разработки, которые внедряет «Алмаз-Антей», позволяют говорить о том, что ни в одной стране мира такого комплекса с его возможностями и перспективой нет», — отметил Волковицкий.
Намёк более чем прозрачен. Правда, пока на него никак не отреагировали – ни из США, ни из Румынии, Болгарии и Турции.

Видимо, пока переваривают неожиданную новость – ведь до 2010 г. ЗРК С-400 никуда с территории России не «вывозились», даже просто на показ. А тут сами военные лётчики РФ заговорили о возможности «развернуть везде» эти ЗРК! И кто сказал, что «везде» — это не тот же Иран, который, кстати, с прошлого года вступил в контакты с ОДКБ СНГ на предмет возможного военного сотрудничества?!

Хотя понятно, что российский генерал, говоря «везде», пока имел в виду в основном пространство СНГ, допустим, ту же Украину с обновившимся руководством. Зато уже есть комменатрии из Армении и Азербайджана. Так, эксперт Левон Овсепян считает, что С-400 «Триумф» могут быть размещены в странах-членах ОДКБ.

По его словам, заявление В.Волковицкого о возможности размещения систем С-400 в странах СНГ говорит о том, что Россия озабочена намерением США разместить противоракетные оборонные комплексы в Турции и Румынии. «США предполагает установить комплексы Patriot, а С-400 может конкурировать с ними», — уточнил Овсепян. Военный эксперт Арцрун Ованнисян, в свою очередь, считает, что ЗРК С-400 создают колоссальные возможности для противовоздушной обороны. «С-400 может на расстоянии 600 км обнаруживать до 100 целей, а с расстояния 400 км может одновременно уничтожить 24 мишени.

Комплекс может обнаружить и уничтожить цели на высоте от 10 м до 25-30 км от уровня земли», — проинформировал эксперт, подчеркнув, что необходимым условием эффективной работы комплекса С-400 является обеспечение централизованного управления. «В этом направлении уже начата работа, так как действует соглашение об объединённой противовоздушной обороне стран-членов ОДКБ и СНГ»,- отметил эксперт. По мнению А.Ованнисяна, заявление о размещении С-400 адресовано тем странам, которые одобрили противоракетный оборонный комплекс США, странам-членам НАТО и в особенности Турции, так как последняя накопила в большом количестве военную технику наступательного значения. «Турция договорилась с США о приобретении 100 новейших самолетов F-35, а увеличение наступательного арсенала в этой стране не может не беспокоить Россию», — отметил эксперт, добавив, что С-400 может также уничтожать баллистические ракеты, которыми уже обладает Иран.

По мнению же эксперта Вигена Акопяна, заявление об С-400 говорит о том, что «в Москве решили дать американцам «географически ограниченный» ответ». Он особо выделил армянский интерес в этой возможной инициативе: «Армения, представляющая острие кавказского фланга ОДКБ, стоит сегодня перед угрозой масштабного взрыва в регионе и как никогда нуждается в дополнительных гарантиях своей безопасности».

А вот азербайджанский военный эксперт Узеир Джафаров, на наш взгляд, слишком приземлённо воспринял весть об С-400, — видно же, что заявление В.Волковицкого не было связано ни с Арменией, ни с Азербайджаном, ни тем более с Арцахом (Карабахом) конкретно. «Есть страны, которые ощутят дискомфорт от соседства с ЗРК С-400, создающими достаточно большие возможности для ПВО и по некоторым характеристикам превосходящими американские системы Patriot. И естественно, никому не следует удивляться, если эти страны предпримут адекватные меры.

В России и до этого неоднократно говорили о возможности размещения комплексов С-400 в странах ОДКБ, так что ничего нового в заявлении господина Волковицкого я не вижу. Азербайджан может беспокоить лишь то, что Армения — страна, оккупировавшая порядка 20% территории нашей страны, усиливает свои военные возможности», — говорил этот эксперт 18 февраля.

Выразив мнение, что российские С-400 при их возможном размещении в Армении «не помешают налётам военной авиации Азербайджана» на Арцах в ходе «попытки восстановления территориальной целостности», т.е. новой войны в регионе, он смело предположил: «Ни одна из стран ОДКБ, включая Россию, не будет иметь ни малейшего формального повода для обеспечения защиты Армении, поскольку на её территории не будет вестись никаких боевых действий». Наконец, У.Джафаров попытался быть пророком: «Думаю, что в обозримом будущем вблизи границ нашей страны появятся не только С-400, но и американские комплексы.

В то же время можно уверенно говорить о том, что при нынешнем военно-политическом раскладе появление упомянутых американских и российских систем в Азербайджане исключено».
Развенчивать точки зрения армянских и азербайджанского экспертов мы не будем, хотя, конечно, можно было бы.

Например, сказать, что лучшим средством ПВО против американских F-35 – это даже не ЗРК С-300 или С-400, а российские МиГи-31. Слава богу, они есть на Кавказском направлении у РФ. Или сказать, что ни один эксперт, даже ни один госдеятель в той или иной стране, наверное, не вправе оспаривать заявления генсека ОДКБ Н.Бордюжи о том, что поскольку из Баку грозят войной именно Армении, то весь блок обязательно вмешается – и понятно, на чьей стороне.

Но не это ведь является нашей целью, когда был заведён разговор о ракетном кризисе в нашем регионе.
На днях известный российский историк Александр Колпакидис, говоря о ситуации вокруг и внутри Турции, заявил, что эта страна сейчас очутилась «в центре сложнейшей системы сдержек и противовесов».

Однако суть проблемы в том, что точно в таких же центрах системы сдержек и противовесов оказались и Россия, и страны Закавказья, и Иран. Вокруг всех нас «суетятся» США и Израиль. Недаром даже в азербайджанских СМИ 2 февраля писалось, что в Тегеране считают, что Баку и Анкара заодно с Тель-Авивом в иранском вопросе.

Отмечалось, что в сообщении иранского канала Press TV упоминается и Азербайджан. Автор напомнил о том, что в середине 2009 г. президент Израиля Шимон Перес совершил официальный визит в Баку. И якобы в рамках визита президенту Израиля удалось убедить официальный Баку подписать тайное соглашение относительно строительства в Азербайджане завода по изготовлению разведывательного оборудования, включая спутниковые системы и беспилотные летательные аппараты.

И когда 18-19 февраля состоялся визит спикера азербайджанского парламента Октая Асадова в Тегеран, то перед зданием посольства Азербайджана состоялась акция протеста, пишет бакинская газета «Йени Мусават». Участники пикета сожгли флаг Азербайджана, закидали здание посольства яйцами, оскорбили государственный символ.

И то не единственный скандальный случай, произошедший между странами. Накануне визита главы МИД Израиля Авигдора Либермана в Баку иранский телеканал «Sahar» начал транслировать антиазербайджанский видеоролик. На фоне тел палестинских детей, представленных жертвами сионистской агрессии, в этом ролике демонстрировались кадры встреч официальных лиц Израиля и Азербайджана.

С лета 2008 г. в нашем регионе укоренилось выражение «футбольная дипломатия». Однако, как видим, этот вид дипломатии всё же в итоге уступает место «ракетной дипломатии», которую, несколько упрощая, можно также назвать «правопреемницей» так называемой «дипломатии канонерок», весьма охотно использовавшейся США в конце XIX – начале XX веков. «Пэтриоты» в Польше, в Персидском заливе, элементы ПРО для Румынии и Болгарии, а радар ПРО – для Турции…

В противовесе – только российские ракетные комплексы: «Искандеры», С-300, С-400. И из всех мест их дислокации известна пока только Калининградская область РФ. Пространство военной ответственности НАТО ощетинивается американской ракетной мощью, территория России – своей, российской. Ракетный кризис??? По


Опубликовано

в

от