Поздравит ли побежденный победителя

Политический обмен ударами в парламенте Грузии
Никто из присутствовавших в зале парламента не записывал так добросовестно выступления ораторов, как посол США в Грузии Джон Басс. Пометки на бумаге делали и другие дипломаты. Интерес к происходящему действительно был значительным, особенно в свете тех событий, которые происходят во внутренней жизни страны и на внешнеполитическом пространстве.

Сначала с годовым отчетом, шестым за годы своего правления, предстал президент Михаил Саакашвили, а затем развернулась дискуссия, отличавшаяся предельной откровенностью сторон. Депутаты, представляющие правящее большинство и оппозиционное меньшинство, пользовались аргументами во всевозможном наборе, не жалея ни самолюбия, ни достоинства тех, кому адресовалась критика. К примеру, лидер парламентской оппозиции Георгий Таргамадзе однажды даже воскликнул – «как вам не стыдно, господин президент!», когда речь шла о непомерно высоких тарифах на энергоносители, которые можно было сделать более умеренными и облегчить положение сограждан. Президент в долгу не остался, к тому же он не без оснований подозревает, что руководитель «Христиан-демократов» очень хочет стать президентом Грузии. «Снимите черные очки, они помешают вам рулить государством, если, конечно, кто-либо доверит вам такое ответственное дело»,- ответил Саакашвили.
Анализируя процессы 2009 года, глава государства заявил, что стране удалось главное – восстановление потенциала жизнеобеспечения. Дальнейшее в речи Саакашвили, если использовать пересказ, прозвучало так. С его точки зрения, благодаря последовательной линии на демократические реформы и помощи со стороны, Грузия восстала из руин после войны в августе, залечила раны и продолжает строить и укреплять независимое государство. Президент не упустил, конечно, случая подвергнуть остракизму «предавших родину грузин». Речь идет о Зурабе Ногаидели и его сторонниках, занятых налаживанием отношений с партией «Единая Россия» во имя будущих, как они объясняют, успехов Грузии на ниве объединения и развития страны. «Эти люди облизывают сапог оккупанта», — воскликнул, ужасаясь, президент.
Рассчитывая на прорыв к власти в мае нынешнего года, когда должны состояться выборы в органы местного самоуправления, оппозиционные политики действуют не вполне согласованно, вопреки общим стратегическим интересам, и уже заметно, что они могут растерять часть политического доверия избирателей, если процессы будут продолжаться так же, как в течение последней недели. Во-первых, распался «Альянс для Грузии» — организация, объединявшая три оппозиционных движения.

Причиной стало согласие председателя партии «Наша Грузия – свободные демократы» Ираклия Аласания сотрудничать с так называемым предателем Зурабом Ногаидели. Аласания считает, что право на участие в предвыборном процессе имеют все слои общества, независимо от политических убеждений.

Во-вторых, это обстоятельство осложнило возможность выдвижения единого кандидата в мэры Тбилиси от оппозиции. В рядах оппонентов власти начались трения. Для преодоления столь выгодной для президентской команды разобщенности общественные деятели провели собрание оппозиционных сил и призвали всерьез подумать о том, что единственный шанс нанести поражение правящей элите состоит только в выдвижении единого кандидата.

Но пока Аласания и Ногаидели, все же поддерживаемые некоторыми партиями, решили идти к единому лидеру собственным путем. Почему осторожный и здравомыслящий Аласания пошел на этот союз – сказать непросто. Видимо, не без оснований.

Понимая, что сулит все это, президент в присутствии дипломатического корпуса заявил, что свободные демократические выборы – это важный компонент безопасности страны, и для того, чтобы у противостоящих сторон не было сомнений в добросовестном, без подтасовок, определении победителя, вся общественность должна убедиться в прозрачности избирательного процесса. Президент понимает, что в случае, если электорат окажется на стороне оппозиции, и властям придется вносить «коррективы» в процесс голосования, то стране не миновать бурных революционных событий.

И вот он говорит в парламенте: «Давайте проведем свободные выборы так, чтобы побежденный поздравил победителя без всяких сомнений в правомерности его успеха, кто бы ни стал избранником». Разумеется, Саакашвили верит в победу представителя правящей партии, а это нынешний мэр Тбилиси Гиги Угулава.

И потому оппозиционные депутаты в очередной раз напомнили ему, что президенту пора стать руководителем всей страны, а не только правящего политического большинства. Они призвали его отмежеваться от «опричнины» и «всецело посвятить себя» государству и обществу. Тем временем Угулава еще месяц назад активно приступил к предвыборной кампании, а в минувшую пятницу в одной из акций участвовал муниципальный джазовый оркестр, под звуки которого жителям одного из тбилисских районов давались обещания выше поднять культуру быта. По крайней мере, пока оппозиция продолжает припираться друг с другом, городские службы добились бесперебойного снабжения жилых домов водой и электричеством, усовершенствовали систему уборки мусора, поддерживая чистоту на всей территории столицы, на европейский лад перестроили городскую инфраструктуру, пусть и местами. И все же критические выпады, которые невозмутимо продолжал фиксировать посол США, приняли достаточно острый характер.
Прежде всего недовольство коснулось состояния экономики и удовлетворения социальных нужд населения. Соотношение импорта к экспорту составляет 80 процентов к 20-ти, и это ненормальное положение свидетельствует о притеснении возможностей местного производства. «Правительство стало поблемой для бизнеса», — раздавалось с трибуны парламента.

Предприниматели все чаще закрывают магазины и офисы, предпочитая сдавать их в аренду из-за непомерно высоких налогов. На средства обороны и безопасности планируется выделить из госбюджета 750 миллионов долларов, тогда как, уверены лидеры оппозиционных фракций, эти суммы не приносят результатов, что показали и события прошлых лет – к примеру, закупка вооружений оказалась фактически делом бесполезным.

Если эти неактуальные расходы снизить и освобожденные средства использовать для социальных программ, то можно было бы поднять пенсии и улучшить качество медицинского обслуживания, построить новые больницы, оборудованные современной аппаратурой, повысить зарплату педагогам, которые в среднем получают 170 лари (100 долларов), тогда как зарплата полицейских составляет 750 лари. Эти цифры заставили оппозиционных ораторов говорить о смещенности приоритетов у правительства.

Власти контролируют электронные СМИ и суд, но утверждают, что несколько телеканалов вещают в приемлемом для оппозиции режиме (а их всего два, причем на всю Грузию их эфир не распространяется), а «правосудие отличается невероятной справедливостью». Еще более нелицеприятной была критика, когда разговор шел о путях и темпах интеграции Грузии в Евросоюз и НАТО. «Как вы не понимаете простых вещей», — доносилось до Саакашвили, который то брал в руки авторучку и начинал писать, то улыбался, как бы не соглашаясь с депутатами. Не понимает чего? Президент Грузии нередко критикует европейские страны, главным образом – Францию и Германию, поскольку помнит о барьере, поставленном ими перед Грузией на бухарестском саммите НАТО в апреле 2008 года, упрекает их и другие европейские государства в излишне лояльном отношении к России и недооценке негативной роли Москвы в демократическом развитии. новых независимых государств. «Вы тоже дождетесь!» — как бы говорит им Саакашвили. «Это неблагодарность. Если бы не страны Европы и посредническая миссия Николя Саркози, сегодняшнее положение Грузии было бы просто отчаянным», — считает оппозиция.
Дискуссия показала всем, включая иностранных наблюдателей, как по-разному смотрят на вещи представители политического спектра Грузии. Противостояние, которое продолжалось несколько часов, проходило в присутствии приглашенных из-за рубежа граждан Грузии, которые успешно заняты бизнесом, художественным творчеством, чем-то еще.

Какие впечатления они увезли с собой – сказать трудно. Послы, обмениваяь мнениями на телеканалах, подчеркивали демократический характер дискуссии и отменную готовность сторон к парламентским дебатам. Сегодня однако все интересуются более всего теми событиями, которые предстоят.

В любом случае они могут во многом определить обстановку в Грузии и отношение к ней на все ближайшие годы. Саакашвили назвал 2010-й «годом перелома и стабильности». Тем самым он дал понять, что Грузию и ее выбор никто поколебать не сможет. Он как будто ратует за прозрачные выборы, но ему не верят.

Что произойдет на самом деле, никто не знает, поскольку оппозиция не намерена терпеть нынешний режим до 2013 года, а тем более продолжать затем жить под игом его наследников. Все это предвещает события, которые скучать не заставят.


Опубликовано

в

от