Пир на фоне сумы

Флагман водочной отрасли в шаге от банкротства, почти половина предприятий простаивает, а в столице республики — дегустация коньяка
Более трех тысяч работников североосетинской компании «Исток», еще недавно имевшей статус лидера алкогольпроизводящей промышленности РСО-А, сегодня находятся в вынужденном отпуске. Производство некогда широко востребованной в республике и за ее пределами продукции приостановлено, о каких-либо ближайших перспективах не решаются заикаться даже самые отпетые оптимисты. Согласно информации из министерства финансов Северной Осетии, к концу января 2010 года долги компании «Исток» составили 529,8 миллиона рублей. Кредиторы предприятия-должника сложа руки не сидят: есть данные, что руководство банка ВТБ подало иск «Истоку» на общую сумму около 11 миллионов долларов. Ситуацию не оставили без внимания и чиновники-федералы: летом 2009-го межрегиональная инспекция ФНС подала в Арбитражный суд РСО-А иск к задолжавшей деньги компании с заявлением признать ее банкротом.
«Исток» не одинок в своих проблемах. Из 42 имеющих лицензию алкогольпроизводящих предприятий Северной Осетии сегодня работает чуть больше половины — лишь 23. Да и то «работой» их деятельность зачастую назвать язык не повернется: большинство этих предприятий используют свой потенциал на 2-3%.

Резкий спад производства заставил водочников экономить на строительстве новых очистных агрегатов, а также переработке и утилизации отходов. В результате только пять предприятий спиртового сектора располагают соответствующими современным требованиям мощностями, задействованными в переработке отходов и очистке промышленных стоков. Однако далеко не факт, что на этих «образцовых» предприятиях означенное оборудование запущено «на полную катушку»: как правило, оставшуюся барду многие спиртовики предпочитают «утилизировать» по принципу «концы в воду» — сбрасывают ее в окрестные водоемы.
Что же касается «Истока», то он пока еще не теряет надежд найти выход из создавшегося тупика. Впрочем, надежд все меньше и меньше. Предприятию так и не удалось «выбить» кредит из Сбербанка, на который истоковцы всерьез рассчитывали. Не срабатывают пока и другие варианты чудесного спасения. Вконец отчаявшись, компания принялась закрывать свои торговые дома в российских регионах.

В итоге таковых из 19 осталось 3 — в Москве, Новосибирске и Екатеринбурге.
А тем временем во Владикавказе прошло мероприятие, вызвавшее неслабый общественный резонанс. Речь о дегустации четырех видов коньяков, которые оценивало авторитетное жюри, состоявшее из шести ведущих технологов с разных предприятий Северной Осетии.

Любопытный факт: дегустационную комиссию возглавила известный не только в России, но и в дальнем зарубежье специалист Зарема Дзуцева. Год назад, находясь на должности главного технолога ликеро-водочного завода компании «Исток», г-жа Дзуцева была избрана председателем одного из самых престижных дегустационных жюри в Европе «Юнайтед водка». Между прочим, именно эта комиссия назвала лауреатов, которые получили почетные призы на знаменитом Каннском кинофестивале. Призы, разумеется, вручались не за киношедевры, а за горячительные напитки.
От Осетии до Франции расстояние немалое, но дегустация во Владикавказе прошла как в лучших домах Парижа. Церемонию смакования коньяка впору было запечатлеть на кинопленку и отправить в те же Канны. Участки акции «легким движением руки» подносили бокал сперва к носу, затем к губам. Оценив напиток на запах, проверяли на вкус.

Неоднократно повторявшийся процесс заставил очевидцев церемонии всерьез забеспокоиться: а ну как кто-нибудь надегустируется сверх меры. Коньяк ведь — не вино: в голову бьет прямой наводкой. Ничего — обошлось: все было чинно и благородно. Что дало повод руководителю комитета РСО-А по государственному регулированию производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции Олегу Хадикову с гордостью заметить: «Вы видите первую подобную дегустационную комиссию не только в нашей республике, но и во всем Южном федеральном округе». И с горечью добавить: «Вызвана акция тем, что значительная часть алкогольной продукции на наших прилавках — контрафакт.


Опубликовано

в

от