Общественная палата в кирове

Статья опубликована ngo.kirovnet.ru

В последнее время много говорится о создании общественной палаты. Эта инициатива Президента затрагивает основы функционирования общественных процессов в нашей стране. Безусловно, если представители общественности будут причастны к выработке решений на государственном уровне, то многие инициативы, реализуемые в нашей стране развернутся лицом к человеку, повысится ответственность за принимаемые решения, люди воспользуются своими конституционными возможностями действительно решать свою судьбу.

Принятый Госдумой закон об общественной палате регламентирует деятельность палаты на федеральном уровне, однако на уровне Кировской области тоже есть масса возможностей и потребностей в общественном участии. Именно поэтому и была инициирована работа по созданию Кировской областной общественной палаты. В чем же может заключаться разница между федеральной и областной палатами?

Во первых, это масштабность решаемых вопросов. Если федеральная палата рассматривает вопросы, актуальные для всей страны, то областная призвана более детально вникать в предложения, связанные с жизнедеятельностью людей именно в Кировской области.

Во вторых. Порядок формирования областной палаты. Разумеется он должен отличаться в своих тонкостях от порядка формирования федеральной палаты. Логика тут заключается в том, что для федерального уровня изобретались механизмы, позволяющие сделать срез общественности по всей стране, именно поэтому и указаны в статьях закона критерии, позволяющие представителям определенного типа организаций войти в состав палаты. На региональном уровне эти критерии требуют существенной доработки и адаптации к местным условиям и сложившейся в области общественной ситуации.

Например, федеральная палата формируется в том числе и за счет представителей общероссийских общественных объединений. Другие типы некоммерческих организаций просто не фигурируют в данном законе, это и понятно — некоммерческие организации, не имеющие фиксированного членства вряд ли могут представлять интересы всего общества.

Однако некоммерческие организации, созданные в организационно-правовых формах, не предусматривающих фиксированного членства являются крайне важными и распространенными формами проявления инициатив граждан на региональном уровне. Более того, даже по самым скромным оценкам, доля оказанных социальных услуг организациями такого типа превышает объемы услуг, оказанных общественными объединениями, основанными на членстве. Для примера: в Кировской области есть много некоммерческих организаций, которые не являются общественными объединениями, однако именно они ведут огромную работу по профилактике асоциальных явлений, задействуют молодежь в социально-полезной деятельности, бесплатно консультируют население по различным вопросам и пр. Многие люди приносили свои пожертвования для детей-сирот в «Детский фонд», участвовали в программах поддержки семьи и тренингах «Центра социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи», молодые предприниматели постигали основы ведения собственного дела в «Бизнес-инкубаторе», молодежь вместо бесцельного времяпровождения на улице активно занималась в «Рок-лаборатории», а потом активно посещала фестивали «ТО Подъем», Советы хозяйственных руководителей в районах города оказывали благотворительную поддержку организаций социальной сферы ну и многое другое, что просто невозможно перечислить простым списком.

На уровне области, при формировании общественной палаты должны быть представлены негосударственные некоммерческие организации всех организационно-правовых форм, это соответствует внесенному вкладу в развитие социальной сферы области, и именно лидеры и специалисты этих организаций являются представителями активной общественности, которая способна помочь органам власти принимать решения в интересах общества.
Существует большая разница в том, каким образом интересы общества представляются всем спектром некоммерческих организаций. Если в общественных организациях руководство выступает от имени своих членов (соответственно ведется реестр членов организации, в любой момент можно сказать какая часть населения делегировала полномочия лидерам своей организации), то в случае работы некоммерческих организаций другого типа имеет смысл говорить о представлении интересов людей, пользующихся социальными услугами той или иной организации. И правда, в соответствии с законодательством, некоммерческие организации создаются с целью «…достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ». Тем самым, государство признает полное право такого типа организаций заниматься общественным устройством, в том числе и через представление интересов граждан в органах власти и различного рода коллегиальных структурах экспертно-совещательного характера.

Сразу возникает ряд вопросов, связанных с разумным механизмом формирования такой палаты. Выход видится в создании механизма выдвижения в состав палаты представителей от сектора некоммерческих организаций, допустим, через проведение областной конференции НКО. В работе такой конференции могут принять участие все зарегистрированные некоммерческие организации, удовлетворяющие определенным требованиям (это могут быть как уставные цели и задачи, так и ограничения по минимальному сроку жизнедеятельности организации — такой подход отсечет организации-однодневки). На такой конференции можно предусмотреть также норму представительства от разных типов организаций, например — от общественных объединений (НКО, основанных на индивидуальном членстве) по 1 человеку от каждых ХХХ членов организации, а от других видов организаций по 1 человеку. Предлагаемая схема хоть и не претендует на статистически достоверный срез современного общества (как впрочем и схема формирования федеральной палаты), но зато позволит специалистам негосударственного социального сектора голосованием выдвинуть наиболее заслуживающих доверия представителей этого сектора для вхождения в состав областной палаты.

Еще одно немаловажное замечание к схеме формирования палаты. Любые процедуры как организации предлагаемой конференции, так и выдви
жения кандидатов на этой конференции должны определяться самими представителями некоммерческого сектора, а не органов государственной власти. Представители активной общественности должны самостоятельно, без подсказок, давления и руководящей руки определиться с кандидатурами, достойными представлять весь спектр некоммерческих организаций.