Один из наиболее популярных методов генерации идей — это «мозговой штурм», который был изобретен Алексом Осборном, руководителем рекламного агентства, в 1930 г.
Термин «мозговой штурм» сегодня знаком практически всем, но многие не знают, что на самом деле он означает. Как правило, под ним ошибочно понимается живое обсуждение между несколькими людьми, нацеленными на обмен новыми идеями. Это выглядит как неформальный, неструктурированный и раскованный разговор между участниками. На самом деле, мозговой штурм — это строгий, структурированный процесс, в котором обсуждение и рассуждение происходит в строго определенных рамках.
Сам по себе метод мозгового штурма не имеет четких характеристик в области применения. Он может быть использован как для решения обычных бытовых вопросов, так и для разрешения сложных, трудоемких задач. Часто этот метод используется в дизайн студиях, где рабочий процесс сопряжен с творчеством и поиском нетрадиционных решений самых разнообразных задач.
Классическая техника мозгового штурма, предложенная Осборном, основывается на двух основных принципах — «отсрочка вынесения приговора идее» и «из количества рождается качество». Этот подход предполагает применение нескольких правил.
1. Критика исключается: на стадии генерации идей высказывание любой критики в адрес авторов идей не допускается. Участники должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям.
2. Приветствуется свободный полет фантазии: люди должны попытаться максимально раскрепостить свое воображение. Разрешено высказывать любые, даже самые абсурдные или фантастические идеи. Не существует идей настолько несуразных или непрактичных, чтобы их нельзя было высказать вслух.
3. Идей должно быть много: каждого участника просят представить максимально возможное количество идей.
4. Комбинирование и совершенствование предложенных идей: участников просят развивать идеи, предложенные другими, например, комбинируя элементы двух или трех предложенных идей.
5. На завершающем этапе производится отбор лучшего решения.
Мозговой штурм дает возможность любой компании, в том числе и дизайн студии, объединить в процессе поиска решений очень разных людей. Поэтому большинство интересных и нестандартных идей, которые предлагают дизайн студии, рождаются именно с помощью этого метода.