Недавно в Грузии решили «отличиться», проведя под диктовку и при финансовой опеке внерегиональных политических сил и фондов международную конференцию по так называемым «скрытым нациям» Кавказа.
Газета «Северный Кавказ» достаточно подробно освещала этот курьёз, из чего следовало, что в центр внимания кавказской общественности антирусские силы Запада и Грузии решили на сей раз вынести комплекс вопросов, связанных с существованием в мире довольно разветвлённой черкесской диаспоры.
Мы сейчас не будем навязывать читателям какое-то видение этого комплекса черкесских вопросов. Но вот к властям и общественности Грузии обратиться хочется. Дело в том, что специфическая избирательность официального Тбилиси в отношении народов Кавказа (кто у них среди «избранных», а кто — среди «изгоев») слишком бросается в глаза.
Заботясь якобы о разделённости черкесов в мире, Тбилиси, с другой стороны, озвучивает территориальные претензии к России как раз в отношении тех земель (район Сочи), о которых и сами черкесы зачастую говорят как о «своих». Или же, рассуждая о «геноциде черкесов в XIX веке», в чём односторонне обвиняется только Россия, в Тбилиси делают вид, что ничего не знают об истреблении армян и других христианских народов в Турции, а также о «белом геноциде» в Грузии в отношении ряда этнических меньшинств этой страны. Согласимся, что это просто смешно.
Если уж Грузия такая решительная да последовательная, то ей бы в качестве центральной темы в обширном вопросе о «скрытых нациях» Кавказа можно было бы поговорить, скажем, о езидах, компактно проживающих как в самой Грузии, так и в соседней Армении, или даже о греках. Тем более что во время абхазо-грузинской войны, как известно, греки Сухума также были выдавлены из Абхазии. Или вот — о лезгинах и талышах Азербайджана, которые десятилетиями «записаны в паспортах» азербайджанцами. Чем не «скрытые этносы» Кавказа?
Крайне удивительная позиция (а точнее, отсутствие официальной позиции) у грузинских властей и в отношении Курдского вопроса. И это на фоне того, что Грузия постоянно заявляет о своей приверженности западным ценностям и о своём курсе на полную интегрированность в такие западные структуры, как ЕС и НАТО. Неужели в Тбилиси не знают, что на переговорах ЕС-Турция о членстве Анкары в этой структуре одним из камней преткновения является именно Курдский вопрос, поскольку европейцы требуют от Турции и уважения, и соблюдения прав курдов, и неприменения репрессий против курдских политических организаций?
На Кавказе и вокруг него происходят куда более важные процессы, чем «реабилитация черкесов», судьбой которых внезапно озаботились американцы, грузинская клика Саакашвили и иже с ними. Да и сами черкесы просто обязаны понять, что на фоне новейшей актуализации Курдского вопроса в регионе их просто используют — образно говоря, подставляют, дабы «черкесский фон» оттенил реально осуществляемый проект крупной геополитической диверсии. Всегда надо помнить, что единственная страна, которая, начиная с «перестройки и ускорения», стремилась установить своё безоговорочное лидерство и даже господство над Кавказом и соседними с Кавказом регионами, — это США. Так что и курды, и черкесы, и прочие «недовольные» — всего лишь инструмент.
Это и есть сегодня одна из главных задач, стоящих перед политиками и экспертами, — объяснить этим народам, насколько губительно для их будущего позволять внерегиональным силам использовать их против других стран и народов региона.