Кто доминирует в Каспийском бассейне — тот правит миром
ХХ век завершился серьезными геополитическими сдвигами. К их числу относится появление у южных границ России нового огромного Каспийского пространства, непосредственно охватывающего часть нашей территории. Это ставит перед Российской Федерацией сложные проблемы, затрагивающие геополитические, геоэкономические, геостратегические аспекты.
С момента своего образования регион стал полем игры нескольких групп игроков: а) самих прикаспийских государств; б) «околокаспийских» государств; в) мировых держав.
Началась активная борьба за обладание Каспийским морем и его ресурсами с подключением мировых центров силы, считающих регион «ничейным пространством», присвоивших себе «право» претендовать на Каспий.
С развалом СССР богатства Каспия стали «манной небесной» и для государств Каспийского региона. Независимость дала им возможность самостоятельно распоряжаться богатствами Каспия в пределах своих территорий, а поддержка мировых центров силы позволила им разрабатывать нефтяные месторождения в нарушение раннее имевшихся договоренностей между пятью государствами-владельцами Каспия.
Свои виды на Каспий имеют и соседние государства — Турция, Грузия, Узбекистан, — не имеющие прямого выхода к Каспийскому бассейну.
Вскоре после распада СССР обнаружилось, что в «подбрюшье» России формируется мощный центр притяжения западного капитала. С 90-х годов, сначала «на цыпочках», а потом все смелее, поодиночке и группами, иностранные нефтяные компании потянулись в заповедное море изобилия, о проникновении в которое раньше нельзя было и мечтать.
Если Великобритания и Китай ведут свою деятельность в регионе достаточно скрыто, то США публично объявили регион зоной своих стратегических и национальных интересов. Они начали осуществлять долгосрочный план, направленный на упрочение своих позиций и вытеснение из региона России.
Запад в лице США давно разучился честно конкурировать на рыночных условиях и исповедует «стратегию управляемого хаоса», способствуя поддержанию «стабильной нестабильности» в регионе. Чтобы пожинать плоды конфликтных ситуаций, их нужно создавать. Это и делается на Кавказе и вокруг, в результате чего Каспий остается «яблоком раздора» между государствами региона.
С этой целью осуществляется сбор информации через систему так называемых грантов, выделяемых на исследования процессов, происходящих в регионе, и через неправительственные организации.
С этой целью используются внутренние проблемы и противоречия в республиках российского Северного Кавказа. Все они находятся в состоянии социально-экономической стагнации, что способствует возрастанию политической напряженности, проявлению национального и религиозного экстремизма.
В то же время в России, как на федеральном, так и на региональном уровне, нет реальной программы социально-экономического развития, а борьба с экстремизмом отдана на откуп силовым структурам без активного подключения институтов гражданского общества. Конечно, роль органов правопорядка в решении этой задачи очень велика, но она должна сочетаться с выполнением комплексных программ развития.
Преимущественная же опора на силовые методы решения сложнейших проблем дает прямо противоположный эффект. Во-первых, проблемы, порождающие радикализм и экстремизм разного толка, остаются, как остается и база терроризма. Во-вторых, чисто силовые методы создают условия для проникновения коррупции в правоохранительные органы. Сами силовики зачастую становятся заинтересованными в сохранении нестабильности для оправдания своего постоянного расширения, усиления и финансирования. Появляются в госструктурах и спецслужбах на Кавказе «личности», заинтересованные в постоянном нахождении «энного» количества боевиков (граждан России) в лесах Кавказа.
В результате создается своего рода замкнутый цикл воспроизводства нестабильности на Кавказе. Все это ослабляет позиции России в регионе, чем весьма искусно пользуются силы, заинтересованные в вытеснении России с Кавказа и в целом со всего Каспийско-Черноморского бассейна.
Сегодня нужны новые подходы в кавказской политике России, ядром которых должны стать, прежде всего, меры экономического, политического и дипломатического характера, базирующие на комплексном учете геополитических, геоэкономических факторов, знания нравов и обычаев народов Кавказа. Необходимо изменить как стратегию, так и тактику!
В связи с этим Россия нуждается в научных исследованиях и комплексном анализе и прогнозировании геополитической ситуации в Каспийском регионе, чтобы противостоять планам Запада по установлению контроля над «сердцем мира». Но, к сожалению, российское руководство не учитывает разработки российских геополитиков, в отличие от своих западных коллег, и поныне руководствующиеся геополитическими разработками Х. Маккиндера, Н. Спайкмена, Р. Челлена и др.
Уникальный стратегический фактор Каспийского региона заключается в том, что он расположен на мировом автомобильном, железнодорожном и морском перекрестке. Имеет огромные углеводородные запасы, которые могут когда-либо быть исчерпаны. Биоресурсы, поставляющие на мировой рынок 80% черной икры, могут перестать удовлетворять потребность мирового рынка, а фактор мирового транспортного перекрестка останется всегда. Но, как свидетельствует история, на всемирных перекрестках торговые коммуникации часто приобретают военно-стратегическое значение и становятся путями войны.
Регион как геополитический плацдарм является ключом и естественной опорной точкой к овладению если не миром, то огромным пространством континентальной Азии, и доминированию над ним. Уникальность Каспия как «срединной земли» заключается еще и в том, что, в отличие от суши, там можно держать атомные подводные лодки (АПЛ) с ракетами дальнего радиуса действия. Обладая Каспийским регионом, можно влиять на внешнюю и внутреннюю политику таких мировых политических субъектов, как Россия, Иран, Индия, Китай, страны Ближнего Востока, то есть на пространство, где сосредоточено 5/6 населения мира.
Каспий — важный плацдарм для государства, претендующего на мировое господство ради контроля, распространения и продвижения своей идеологии, культуры, военной мощи. Это подтверждается и тем фактом, что для «американизации» и «реисламизации» Кавказа прилагается больше усилий и вкладывается больше средств, чем для «вестернизации» остальной России.
Странам Каспия необходимо приложить максимум усилий для поиска нужных стратегий и механизмов в целях объединения региона. Камнем преткновения, мешающим консолидации стран Каспия, стала проблема региональной безопасности, главной из которых является определение правового статуса Каспийского моря. В этом направлении необходимо, с одной стороны, постоянно вести диалог между странами для сближения позиций, с другой — развивать и укреплять экономические связи между государствами региона. Путь к единству лежит через компромиссы, уступки друг другу, которые впоследствии обернутся колоссальной выгодой для стран Каспия.
Каждое государство Каспийского региона проводит свою внешнюю политику в регионе, исходя из собственных интересов, а интересы эти — не только нефть Каспия и возможность контролировать транспортные потоки, которые проходят в районе озера-моря, но порой и острая конкуренция между соседями по региону. И это вполне закономерно, поскольку, несмотря на многосторонние встречи и саммиты глав государств региона, каждая из сторон старается перетянуть на себя «одеяло Каспия», а в итоге проигрывают все стороны переговорного процесса. А за это время регион активно осваивают западные гос