Введение.
Все больше российских компаний понимают, что в современных условиях корпоративный сайт является весьма мощным инструментом, способным решать множество задач. При этом часто возникает вопрос о затратах и сложности администрирования сайта, наполнения и обновления информации на сайте. Упрощение и удешевление данных операций достигается в первую очередь применением Систем Управления Сайтом (CMS – Content Management System – «Система Управления Контентом»). На рынке существует достаточно широкий выбор таких программных систем, поэтому подбор CMS подчас является непростой задачей не только для неискушенных клиентов, но и собственно для разработчиков и дизайн-студий. При этом, неверный выбор системы может стать причиной существенных неудобств при дальнейшей эксплуатации сайта, начиная от неудобной контрольной панели, и заканчивая техническими проблемами, недостаточным функционалом, или проблемами с безопасностью.
Ответственность за выбор CMS часто берут на себя дизайн-студии, описывая при этом «неоспоримые» преимущества выбранной системы. Однако потребности клиента сильно отличаются от потребностей разработчиков сайта – разработчикам важны удобство и скорость создания сайта, клиенту – удобство администрирования, управления сайтом, безопасность, качественная техническая поддержка.
В данной статье мы попытались рассмотреть те свойства основных CMS (или типов этих систем), которые важны в первую очередь Вам, как клиенту. Данный материал может помочь Вам выбрать систему управления сайтом, а подчас и дизайн-студию, которая работает с данной CMS, исходя из Ваших потребностей и интересов.
Требования к CMS.
В настоящее время рынок CMS в России только формируется. При этом не существует четких требований по функциональности, безопасности, удобству и т.п., как не существует и четкой классификации этих программных продуктов. Поэтому мы попытались ввести собственную классификацию на основе тех свойств, которые в первую очередь отвечают интересам клиентов, а именно:
Разумная цена
Гарантии
Удобство и простота администрирования
Безопасность
Качественная техническая документация и техническая поддержка
Данный список не претендует на полноту, однако это, безусловно, основные моменты, интересующие клиентов при выборе системы управления сайтом. Поэтому дальнейшую оценку CMS будем вести относительно того, насколько система удовлетворяет вышеописанным требованиям. Классификация CMS.
Перейдем к классификации систем управления сайтом. В первую очередь стоит разделить CMS на две большие группы:
Коробочные («серийные») продукты.
Продукты «под заказ», реализуемые дизайн-студиями под конкретный проект. Коробочные системы являются самостоятельными программными продуктами. Они универсальны, широко распространены, имеют техническую документацию и поддержку. Системы «под заказ» обычно разрабатываются либо для весьма нестандартных проектов, либо из-за низкого бюджета.
В общем случае можно говорить о том, что создание CMS «под заказ», не уступающей по своим свойствам коробочным продуктам возможно, однако стоимость такой системы будет значительно превышать стоимость серийных CMS. Поэтому в дальнейшем мы будем рассматривать только серийные системы управления контентом, имеющие широкое распространение в российском Интернете.
Коробочные CMS.
Выбор серийных продуктов на российском рынке достаточно широк. Для начала стоит выделить две группы систем управления сайтом, а именно: Системы российского производства.
Зарубежные системы.
Большой выбор зарубежных систем обусловлен тем, что западный рынок CMS намного более развит. Однако стоит оговориться, что на российском рынке представлены в основном бесплатные зарубежные продукты, разрабатываемые и поддерживаемые сообществом энтузиастов по всему миру.
При этом по функциональности и качеству данные продукты могут дать фору многим российским коммерческим разработкам. Однако иностранным CMS часто присущи такие существенные недостатки, как: Отсутствие гарантий и технической поддержки производителя. Часто неполная, или некачественно переведенная на русский язык документация. Вышеописанные недостатки лишают владельцев сайта уверенности в том, что в случае возникновения вопросов по работе системы они смогут получить быстрый и качественный ответ и техническую поддержку. Возможность остаться один на один со своими проблемами становится той ценой, которую адвокат платят клиенты за бесплатную CMS.
Российские системы управления контентом.
Перейдем к рассмотрению коммерческих систем управления сайтом российского производства. В настоящий момент на российском рынке представлено более сотни CMS различного назначения и функциональности. Стоимость систем сильно варьируется: от 30$ за версии начального уровня и до нескольких тысяч долларов за TOP-версии.
Базовую функциональность обеспечивают практически все системы, а именно, они позволяют: Оперативно управлять информацией, размещенной на сайте силами менеджеров компании, а не технических специалистов. Управлять правами доступа пользователей к информации. То есть большая часть систем вполне удовлетворяет минимальным требованиям клиентов по функциональности, однако многие из них могут иметь следующие ограничения: Специальные требования к хостингу.
Необходимость в установке специального программного обеспечения для администрирования сайта.
Ориентация некоторых продуктов на отдельный вид сайтов, например на сайты электронной коммерции, сайты электронных СМИ и т.п.
Ограниченный набор версий («комплектаций») некоторых продуктов.
Например, некоторые CMS ориентированы исключительно на Windows-хостинг, т.е., фактически, не будут работать на большинстве хостинг-площадок России. Другие системы управления сайтом требуют установки на компьютер клиента специальной программы для администрирования сайта.
И если управлением информацией на сайте занимается в компании несколько человек, накладные расходы по установке и обновлению этой программы могут внести некоторые неудобства. Кроме того, некоторые системы изначально спроектированы для определенного вида сайтов.
Например, если CMS ориентирована на создание Интернет-магазинов, то использование её для создания простого корпоративного сайта означает лишнюю трату денег. Также существуют системы управления, в базовые версии которых включено излишнее количество модулей, за счет чего их стоимость достигает 1000$ и более. Использование такой системы для обычного корпоративного сайта также означает необоснованную трату денег. Таким образом, можно выделить небольшой перечень критериев выбора CMS для среднестатистического корпоративного сайта. Среди них: Российские системы управления контентом в большей степени подходят для корпоративных сайтов, поскольку позволяют не беспокоиться о качестве документации и технической поддержки.
Система не должна предъявлять специальных требований к хостингу и должна работать на большинстве хостинг-площадок.
Система должна быть универсальна.
Набор версий системы должен быть достаточно широк, с тем, чтобы позволять не переплачивать за ненужный функционал. Кроме того, весьма желательно, чтобы системы была популярна и имела большое количество внедрений, поскольку это будет означать, что большое количество корпоративных клиентов уже сделали свой выбор в пользу этой CMS.
Лидирующие российские CMS.
На сегодняшний день лишь небольшое количество систем удовлетворяют вышеописанным критериям. Среди них: «Битрикс: управление сайтом». система управления сайтом NetCat. Фактически, эти две системы являются неоспоримыми лидерами, поскольку существенно опережают своих конкурентов по количеству внедрений.
Это обусловлено политикой компаний – они создали сеть дилеров своих программных продуктов, которые не только занимаются продажей CMS, но и готовы профессионально разработать сайт на её основе. Все дилеры проходят сертификацию, что позволяет быть уверенным в качестве разработки сайтов. Компания «Интернет-Проект» является официальным сертифицированным дилером компании «АИСТ», разработчика системы управления сайтом NetCat. Если Вы сделали выбор в пользу данной CMS, наши специалисты готовы разработать сайт по Вашему заказу.