Когда выйдет этот номер «СК», читатели уже будут знать, как проходил международный саммит по ядерной безопасности в Вашингтоне 12-13 апреля и состоялась ли в рамках этого форума трёхсторонняя встреча президентов США и Армении, а также премьер-министра Турции.
В Ереване до сих пор идут споры, несмотря на то, что руководство Армении положительно отреагировало на приглашение американской стороны, стоило ли главе государства Сержу Саркисяну ехать в США, заранее зная, что американские и турецкие СМИ прочат подобный формат обсуждения армяно-турецких отношений. При этом официальные американские и армянские источники напрочь отвергают вероятность встречи «втроём», говоря лишь об оговоренных двусторонних форматах: США-Армения и США-Турция.
Ещё 2 апреля кабинет министров Турции принял решение о возвращении посла Намика Тана в США. Причём г-н Тан уже 6 апреля отбыл в Вашингтон — чтобы якобы успеть «всё подготовить» для визита премьер-министра Эрдогана. С точки зрения турецкой оппозиции, премьер не выдержал давления США. Как заявил глава Народно-республиканской партии Турции Дениз Байкал, «…он построил свою политику на сплошном популизме, а на самом деле все его угрозы и заявления ничего не стоят, так как при первом же звонке из Вашингтона он намерен туда помчаться».
Тут же пошли публикации в турецких и азербайджанских СМИ о том, что Вашингтон начинает «серьёзную шахматную партию с целью окончательной изоляции Баку от армяно-турецкого процесса». Действительно, на это указывают некоторые косвенные факты и обстоятельства. Так, заблаговременно было известно, что из числа государств региона США, по известным причинам, не приглашают только Иран. В связи с чем, кстати, Тегеран уже объявил о намерении провести альтернативную международную конференцию по той же тематике — проблемах ядерной безопасности. Но вот нежелание США приглашать на саммит президента Азербайджана Ильхама Алиева, притом что приглашены и Армения, и Турция, и даже президент Грузии, уже вовсю комментируется.
Что характерно — как только в Баку узнали о том, что Эрдоган всё-таки поедет в Вашингтон и Турция вернёт посла в США, тут же прошёл визит в Анкару опытного азербайджанского госаппаратчика, руководителя администрации президента Рамиза Мехтиева.
И вот 6 апреля Анкара начала «раскручивать пружину» своей пропаганды. Оказывается, посол Н. Тан не просто возвратился в Вашингтон, но отвёз Обаме «послание турецкого народа по Армении и Азербайджану». Рано утром того дня в аэропорту Анкары он заявил журналистам, что его отзыв — подтверждение того, что послание Америке дошло до адресата.
По сообщению газеты «Sabah», Анкара обозначила свою позицию по вопросам нормализации отношений с Арменией. Согласно источнику, в послании Анкара заявляет также о поддержке Азербайджана.
9 апреля министр иностранных дел Ахмед Давутоглу заявил: посол Н. Тан должен переубедить администрацию Белого Дома и добиться, чтобы 12-13 апреля на саммите по ядерной безопасности присутствовал бы и президент Азербайджана И.Алиев. Однако Вашингтон ответил жёстким отказом, по-прежнему настаивая на том, чтобы вопрос турецко-армянских протоколов и карабахская проблема рассматривались бы по отдельности. А. Давутоглу не скрывал своего разочарования и раздражения: «Мы считаем, что это неверный шаг со стороны США. Если они пригласили Армению и Грузию на этот саммит, то целесообразно было пригласить туда и Азербайджан».
Но тут ведь что выплывает? Очень интересная геополитическая мозаика. Видимо, в Баку настолько уверовали в то, что современная Турция — это ну такое мощное и динамично развивающееся региональное государство, с основаниями претендующая на всякое лидерство в регионе, а то и в мире в целом, что напрочь не видят всей правоты турецкой кемалистски-националистической и фашистской оппозиции, отметившей, что достаточно было одного-двух звонков госсекретаря Хиллари Клинтон в Анкару, телефонных переговоров с турецким президентом Абдуллой Гюлем и премьером Эрдоганом — и вот Анкара и посла возвращает, и премьер на вашингтонский саммит по ядерной безопасности едет. Точка зрения о том, что все турецко-американские разногласия лежат не в плоскости различия позиций по Армении, Азербайджану и, уж тем более, НКР, а в плоскости развития американских инициатив в рамках Курдского вопроса в регионе и намерений США в отношении Ирана, азербайджанцами, как видно, не особо воспринимается. А зря!
Разве не в конце марта и начале апреля нынешнего года целый ряд азерба
йджанских СМИ забил тревогу в связи с тем, что США уже сейчас ставят сам Азербайджан перед крайне тяжёлым выбором? И разве на Апшероне не заметили, что в Армении один из известных экспертов-политологов, связанный с центром российского генерала Леонида Ивашова, ещё в конце февраля заявил, что американцы торопятся с открытием армяно-турецкой границы в том числе и для того, чтобы не тратить дополнительных средств на строительство железной дороги Карс-Ахалкалак-Тбилиси-Баку, а запустить в эксплуатацию железнодорожную линию Карс-Гюмри, чтобы её посредством сделать функциональной и ветку Ереван-Джульфа и далее до Баку? И всё это, по мнению данного армянского эксперта, необходимо для убыстрения переброски американских войск и снаряжения не только в Афганистан, но и к границам Армении и Азербайджана с Ираном — именно на случай, если Штаты всё же вознамерятся начать войну с иранцами.
Думается, что это не просто начало изоляции Баку. Это — и строгий выговор администрации Алиева, в адрес которой власти США усилили осуждающую риторику в связи с нарушениями прав человека и установлением «династического» тоталитарного режима.
И не зря именно 8 апреля было подтверждено, что Вашингтон «пока не решил», кого же направить новым послом США в Азербайджан, а американский посол в Турции Джеймс Джеффри был срочно отозван в Вашингтон — мол, необходимо участвовать в подготовке встречи Эрдогана с Бараком Обамой. Ситуация прочитывается проще.
Ещё в конце марта Раймонд Тантер, бывший член Совета Безопасности при Белом Доме, возглавляющий Комитет по иранской политике в Вашингтоне, выступил с предупреждением о том, что в скором времени Баку придётся сделать геополитический выбор между США, Россией и Ираном. По его словам, в настоящее время Азербайджан может оставаться военным союзником США и близким соседом Ирана. Однако в контексте последних договорённостей Москвы и Вашингтона о ракетной обороне и возможных атаках на иранские ядерные объекты Баку придётся выбирать. Тем более, что эти договорённости могут подключить к использованию в системе ПРО Габалинскую РЛС в Азербайджане.
Напомним, что чуть ранее с аналогичным заявлением выступил командующий силами НАТО в Европе американский адмирал Джеймс Ставридис. Но тогда оно было встречено в штыки со стороны Баку. В частности, политолог Вафа Гулузаде обращал особое внимание на «бестактность американского адмирала, делающего подобные заявления без согласования их с азербайджанской стороной».
Но дело это поправимое. Не исключено, что проблема Габалинской РЛС будет обсуждаться 10-12 апреля в Баку в ходе 3-дневной конференции Парламентской ассамблеи НАТО или во время предстоящего визита в Азербайджан генсека НАТО Андерс Фог Расмуссена.
Тем более что вероятность именно подобного хода событий стала возрастать после заявления госсекретаря США Х. Клинтон о том, что США готовы сотрудничать с Россией в области ПРО. Поэтому Баку действительно может оказаться перед сложнейшим выбором.
Прежде всего, по словам Р.Тантера, «иранский режим может обвинить Баку в нарушении двусторонней договоренности о недопустимости использования своей территории третьей страной для враждебных целей». Во-вторых, Баку может серьёзно осложнить свои будущие отношения и с Турцией. «Азербайджану лучше сотрудничать в этом вопросе с США и Россией, нежели попадать под влияние Ирана, который стремится экспортировать в Азербайджан исламскую революцию», — предупредил также Тантер.Но вопрос в том, что перед аналогичным выбором, пусть и не устами Р. Тантера, американцы ставят и Турцию. И в этом — главная причина того, что Эрдоган заторопился в Вашингтон. И готов, пусть и на время, позабыть об интересах «братского Азербайджана» и даже пойти на осложнение отношений с Баку.
Одно время Анкара вроде бы соглашалась принять на своей территории американскую систему Patriot. Однако правящая в Турции Партия справедливости и развития (ПСР) стала активно налаживать диалог с Тегераном. Если в 2000 году объём двусторонней торговли между соседними странами составлял всего 1 млрд. долларов, то в 2008 г. он уже достиг 10 млрд. На долю Ирана приходится сейчас почти треть поставок природного газа в Турцию. Плюс к этому официально заявлена позиция Турции о необходимости урегулирования иранской ядерной проблемы только политико-дипломатическими средствами.
В этой связи профессор международных отношений Ближневосточного технологического университета Анкары Ихсан Даги заявил в интервью англоязычной газете «Today’s Zaman», что приобретение Турцией системы ПРО может стать «взрывоопасным шагом», который негативно скажется на стремлении Турции выйти в региональные миротворцы: «Если это произойдёт, то все усилия Турции, направленные на интеграцию Ирана в регион, пойдут прахом». Поэтому Турция может не присоединиться к предполагаемой системе ПРО: ей действительно есть что терять. И плевать на газ из Азербайджана, коли Анкара может потерять газ иранский!
В то же время может случиться и так, что по разным причинам всё же начнется процесс сближения позиций Анкары с Ереваном не только в направлении восстановления дипотношений и открытия границ, но и с подключением к этому процессу и Ирана. Подобная принципиально новая комбинация может в перспективе открыть новые возможности и для мирного урегулирования иранской ядерной проблемы.
А Иран ведь тоже не молчит. На прошлой неделе глава иранского МИД Манучехр Моттаки в очередной раз заявил о недовольстве Тегерана усилением позиций Израиля в Закавказье, причём предупреждение касалось не только Азербайджана и Грузии, но и Армении. Вновь прозвучало из Ирана предупреждение, что Тегерану не подходят Мадридские принципы урегулирования карабахской проблемы — в связи с тем, что на одном из этапов предполагается размещение неких международных войск на ряде участков северных границ Ирана. И что Тегеран терпеливо ждёт ответов от Азербайджана и Армении на свои мирные предложения по Карабаху.