Непримиримая оппозиция назвала инициативу парламента провокацией. В парламенте Грузии сформирована межфракционная группа, которой поручается налаживание сотрудничества с коллегами по законодательной власти северокавказских республик.
Инициативное ядро в составе восьми депутатов, поровну представляющих как законодательное большинство, так и оппозиционное меньшинство, уже выработало текст обращения к депутатам всех регионов Северного Кавказа. «На нас, парламентариях, лежит огромная ответственность перед нашими народами и государствами. Несмотря на политическую напряженность, создавшуюся между Грузией и Российской Федерацией, мы обязаны сохранить приемлемые отношения между кавказскими народами, что станет гарантом мира и стабильности в регионе.
Мы, кавказцы, должны стремиться к тому, чтобы укреплять братские отношения в историческом контексте и в современных политических, экономических, культурных и гуманитарных аспектах», — сказано, в частности, в тексте обращения, который 23 февраля будет направлен в адрес парламентов республик и других регионов Северного Кавказа. «Излишне объяснять, какова сегодня ситуация в грузино-российских межгосударственных связях. У нас нет дипломатических отношений, но это не значит, что нам должны мешать какие-то барьеры в развитии контактов с народами, с которыми нас связывает многовековая история», — не вполне ясно прокомментировал для местных СМИ цели обращения депутат парламента Грузии от правящей партии Нугзар Циклаури.
Он понимает, что реакция северокавказских законодателей может оказаться малообнадеживающей, и все же считает, что попытаться необходимо. Куда более прозрачно высказался другой член группы – Леван Вепхвадзе, представляющий оппозиционную, но нередко потакающую властям, фракцию «Христиан-демократов».
Называя иллюзией упования на оперативное установление контактов с законодательными органами республик Северного Кавказа, которые, по его же словам, вряд ли станут обсуждать такой документ, он, не без демонстрации намерений, предполагает, что «там непременно следует ожидать нового неизбежного обострения обстановки», а это будет означать, что «рано или поздно России придется пожинать плоды своего решения о признании независимости бывших грузинских автономий». Не озвучены ли тем самым чаяния правящей элиты? – задаются вопросом оппозиционные грузинские политики, опасающиеся дальнейшего ухудшения отношений с Россией со всеми вытекающими из этого, пагубными для Грузии, последствиями.
Соответственно, политическое движение «За справедливую Грузию», возглавляемое бывшим премьер-министром Зурабом Ногаидели, в ответ на действия группы парламентариев распространило заявление, в котором сказано следующее: «Грузинские масс-медиа сообщили, что Грузия начинает прямое сотрудничество с представителями народов Северного Кавказа в обход российских властей, а парламент подготовил для этого специальное послание, адресованное законодательным органам северокавказских республик. Члены Госдумы РФ дали острую оценку этой инициативе грузинских депутатов, расценив ее как попытку дестабилизации на Кавказе и поддержку сепаратистских сил», — говорится в заявлении партии Ногаидели, и подчеркивается, что эта инициатива парламента Грузии осуществляется по прямому указанию Саакашвили.
С немалой обеспокоенностью отреагировали на это событие и другие оппозиционные политики. Для члена парламента Петра Мамрадзе, а он состоит в партии Ногаидели со дня ее основания и являетя убежденным сторонником улучшения грузино-российских отношений, все предельно ясно: «Видимо, президент Саакашвили по-прежнему заинтересован в возможности постоянно вызывать раздражение Москвы, пусть даже ценой ухудшения общего положения Грузии».
Экс-спикер парламента и председатель партии «Демократическое движение – единая Грузия» Нино Бурджанадзе, которая более других коллег по оппозиционным рядам не верит в свободные демократические выборы при нынешнем политическом режиме, возмущается недальновидными действиями президента и его подручных в парламенте, квалифицируя обнародованную инициативу как новый провокационный шаг. «Это не что иное как прямое провоцирование российской власти, и тем самым получается, что мы оправдываем те действия России, которые она ранее осуществляла в обход Грузии, когда поддерживала прямые контакты с Абхазией и Южной Осетией. Фактически Грузия стараниями собственного руководства вновь оказалась перед реальной угрозой новой войны», — заявила, тревожно заключая, Бурджанадзе.
Давая оценки обращению к парламентам северокавказских республик, оппозиционные круги не сомневаются в том, что этот политический шаг содержит опасный прецедент, чреватый серьезеыми контрмерами со стороны России. Тем более если учитывать, к примеру, что высшее российское руководство из-за войны в августе напрочь отказалось от любых контактов с официальными грузинскими властями до тех пор, пока действующим президентом остается Михаил Саакашвили.
Не исключено, что недавнее напоминание об этом президента Дмитрия Медведева вполне могло вызвать у официального Тбилиси желание в очередной раз «помахать мулетой», невзирая на чрезвычайно высокий риск пасть жертвой политической корриды. Однако иной точки зрения придерживаются члены парламентской группы.
Они обязаны безропотно поддерживать позицию президентской команды и выполнять ее желания – это во-первых. И это более или менее понятно. Во-вторых, как представляется, они либо в самом деле не осознают особенностей политической затеи, либо верят, что следуют верному курсу на восстановлению целостности государства, пытаясь обострить обстановку на Северном Кавказе. Неужели так?!
И ребенку ясно, что порядка в собственном доме за счет учиненного беспорядка в соседнем не наведешь никогда, разве что навлечешь на себя еще одну беду. Как не ликвидируешь пожар у себя, стремясь поджечь дом, стоящий рядом.
Тем не менее Шота Малашхия, возглавляющий комитет парламента по восстановлению территориальной целостности страны, считает противников обращения к парламентариям и народам Северного Кавказа защитниками российских интересов в Грузии. «Нам нужен не позитивный отклик. Мы хотим изобличить стандарт реальных действий России применительно к региону», — с предельной откровенностью и вопреки логике объясняет этот депутат.
Парламентское большинство, заметим к тому же, предлагает контакты, основанные не на соглашениях правового характера. Речь идет лишь о сотрудничестве, опирающемся, согласно пояснениям представителей правящей партии, на «дружеские и неофициальные отношения». Нелегко понять, как они себе это представляют, но оппозиция и общественность и на этот раз были бы готовы набраться терпения, чтобы дождаться результатов. Проблема только в том, что результаты эти могут привести к таким новым осложнениям, которые еще более усугубят и без того незавидное состояние страны.