Взгляд в недавнее прошлое
У нас, часто, все события за границей побуждают большой интерес. Иногда явно, чаще — нет, однако все мы безусловно думали, что за границей абсолютно все (исключая космос и балет) современнее скупка авто. И это было верно. Что касается автомобилей, то тут нам хвастаться вообще проблематично.
Транспорт в российской экономике никогда не занимало место среди приоритетных направлений. К сожалению, сыграл решающую роль, по все видимости, тот факт, что руководители страны не обладали интересом к автомобилю и не понимали его значения как центра технического развития. Хотя были и исключения, к примеру, Брежнев, по распоряжению которого основали ВАЗ, причем поступили рационально, выбрав за основу в качестве объекта изготовления готовый, но доработанный под конкретные условия итальянский автомобиль 1965 года — ФИАТ-124. Подумайте, как бы мы выглядели сейчас без ВАЗа?
С грузовиками такого везения не произошло, и популярный КамАЗ уже строился совсем на других принципах: за основу был взят изготовленный на ЗИЛе трехосный грузовик ЗИЛ-170 скупка авто, который переделали по мере скупка авто строительства производства в Н.Челнах в КамАЗ-5410.
Было бы неправильно винить разработчиков за неспособность выпустить авто мирового класса — перед ними была цель создать автомобиль для нашего сельского хозяйства и под наши дороги (коих фактически нет). Поэтому и получился авто, про который газета «Правда» в свое время писала: «Аналогов не существует». Возможно, оно и разумно — пробовать пойти своим путем.
Но, оказывается, не всегда это бывает оправдано. Употребив известное высказывание, легко утверждать: экономика — вещь тяжелая. Например при одних и тех же вложениях машина везет в 1,5 раза меньше объема, чем «европейский аналог», можно не надеется скупка авто — «шедевр» из нее не получится.
Другое дело — почти задаром, по льготам, — в этом случае всё берут. Какое количество мы реализовали за рубеж ВАЗов? Миллиона два. А скупка авто КамАЗов? Пару тысяч, да и то в страны СЭВ, когда они существовали.