А в саду созрели вишни

К 65-летию Великой Победы
Для Хачима Безрокова днём боевого крещения, когда он впервые в смертельной схватке встретился с врагом лицом к лицу, стал день 8 марта 1942 года. Случилось это недалеко от села Колесниково Матвеево-Курганского района Ростовской области. Село располагалось вблизи реки Миус. Сюда и прибыл миномётный батальон, поднятый по тревоге в начале марта, совершив марс-бросок.

Его боевые позиции развернулись в сторону посёлка Колесниково. Тогда же Хачим первый раз ощутил на себе беспощадную мощь бомбовых ударов немецких крылатых стервятников. Его первый бой навсегда остался у него в памяти ещё и потому, что миномётчики потеряли в тот день многих своих боевых товарищей.
С первых дней Великой Отечественной войны Хачим Безроков рвался на фронт. С её начала прошло уже почти полгода, а его всё не призывали в армию. И он решает: сам пойду в военкомат и попрошу отправить меня на фронт добровольцем. Вместо этого ему вручили повестки и дали задание срочно разнести их по указанным адресам. Среди этих повесток Хачим с удивлением обнаружил и свою.
Вскоре вместе с другими призывниками его отправляют в Пятигорск. Здесь Безроков проходит недолгую военную подготовку, принимает 12 декабря 1941года присягу. В первые дни января Хачим уже в Ростове-на-Дону, где его определяют в миномётный батальон. Отсюда и начались долгие фронтовые дороги молодого воина, полные скорби и печали, вперемешку с радостными событиями, когда всё чаще и чаще удавалось наносить врагу сокрушительные удары и отвоевывать у него пядь за пядью родную землю.
В своих фронтовых записях Хачим Андулахович запечатлел эпизод, который долго отзывался болью в его сердце. Батальон, где он служил, перебросили в средине мая 1942 года под Таганрог. Миномётчики расположились на оборонительном рубеже в районе населенного пункта Курлатское. Неподалёку, в селе Самбек, или Самбеково, противник готовился к отражению атаки советских подразделений. Вот что рассказывал Х. Безроков об одном из этих дней.
— Так уж получилось, что в ходе боя наша огневая позиция оказалась на окраине села, во фруктовом саду с разбитым домом. Сад так сильно расцвёл, что иной раз казалось, будто и нет войны. В саду созрели вишни, да такие крупные, что трудно было не поддаться соблазну, чтобы их не попробовать. Я вышел из окопа, осторожно подкрался к дереву.

С удовольствием наелся ягод и прилег отдохнуть под деревом. В это время подошел ко мне солдат из нашего расчета. Не припомню его фамилию, но имя не забыл. Звали его Ваней. «Что, наелся?» — спрашивает он меня. «Да», — отвечаю ему и, закрыв глаза, продолжаю лежать. И вдруг слышу, как Ваня повалился рядом со мной.

Я ему говорю: «Быстро ты наелся». А он молчит. Повернулся к нему, смотрю, а у него по виску бежит кровь. Немецкий снайпер «снял» солдата. Я его по-пластунски притащил в окоп недалеко от батареи.

В этом же саду и похоронили Ивана.
В боях за освобождение Крыма 72-й полк, где воевал Х. Безроков, получил наименование Евпаторийский, отличившись, при освобождении города Евпатория. Позже, числа 20 апреля, полк приблизился к Севастополю. Немцы укрепили город железобетонными оборонительными полосами. «Мы заняли высоту и установили здесь минометы, — вспоминал Хачим Андулахович, — перед нами раскинулась большая балка с устрашающим названием — «Балка смерти». Но это нас не остановило. Мы начали штурмовать севастопольские укрепления и со своим расчетом в числе первых вошли в Севастополь». За освобождение Крыма Х. Безрокова наградили медалью «За отвагу», а Верховный главнокомандующий объявил ему благодарность.
В ноябре 1944 года Хачим со своими минометчиками впервые ступил на немецкую землю. Им предстояло штурмовать город Тильзит. В одном из боёв, преодолевая упорное сопротивление противника, минометчики вместе с полком наступали на оборону немцев. Шквальный пулемётный огонь заставил залечь нашу пехоту. Её нещадно поливал из пулемёта хорошо замаскированный танк «Фердинанд».

Из-за плохой видимости его не могла достать наша артиллерия. Тогда командир полка приказал минометчикам открыть огонь по танку. Х. Безроков со своим расчетом, выполняя приказ командира, выдвинулся вперед и прицельным огнем из 120 мм миномета заставил навсегда замолчать грозную машину.
Довелось Безрокову в составе
2-ой гвардейской армии участвовать и в уничтожении немецкой группы «Север». У городка Вайдена батарея Безрокова попала в засаду. Но он не растерялся, быстро развернул батарею в боевой порядок, и в коротком бою враг был уничтожен. Однако сам Хачим получил нелегкое ранение в ногу. Случилось это 23 ноября 1944 года. Как не было ему обидно, но в госпиталь пришлось лечь, где он долго лечился.

В марте 1945 года Безрокова откомандировали в 43-й отдельный батальон для выздоравливающих, где он работал секретарем комсомольской организации. Ходил с палочкой, все еще хромая. В этом батальоне Хачим и встретил Великую Победу над фашисткой Германией. Домой Х. Безроков вернулся в декабре 1946 года.
К сожалению, воина, беззаветно сражавшегося с врагом на пяти фронтах Великой Отечественной, нет среди нас, живущих уже почти 65 лет под мирным небом на своей родной земле. И я верю: боевые подвиги славного воина и его имя будут жить вечно в памяти народа, взрастившего достойного и отважного сына.


Опубликовано

в

от