В преддверии Дня российской милиции корреспондент «СК» встретился с исполняющим обязанности начальника Центра по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (ЦОГЗ) подполковником Энгельсом Гаджимагомедовым.
— Энгельс Магомедович, по мнению рядового обывателя, различных правоохранительных органов и спецслужб в нашей стране более чем достаточно, однако порядка на наших улицах как не было, так и нет. Чем вызвана необходимость создания еще и подразделений по обеспечению госзащиты?
— Необходимость создания подобной структуры назрела достаточно давно. Не секрет, что проблемы борьбы с организованной преступностью в немалой степени обусловлены сложностями с привлечением членов преступных группировок к уголовной ответственности. Те же, к примеру, свидетели совершенных преступлений зачастую просто не желают давать правдивые показания, либо меняют их, опасаясь за свою жизнь и жизнь своих близких. В результате — преступление остается безнаказанным, а преступники — на свободе. Одной из основных задач нашего подразделения как раз и является защита потерпевших, свидетелей, проходящих по уголовным делам, и их близких.
Нашими подопечными могут стать и все прочие участники уголовного судопроизводства, судьи, должностные лица контролирующих органов и т. д. Если привести весь перечь лиц, в отношении которых на нас возлагается «осуществление мер безопасности», то он займет добрую половину вашей статьи…
— И все же, кто конкретно может рассчитывать на вашу помощь?
— Обычно мы занимаемся лицами, проходящими тем или иным образом в расследовании тяжких или особо тяжких уголовных преступлений. Но, в принципе, любой гражданин, обратившийся с заявлением о совершенном преступлении в территориальный отдел МВД, имеет право, при наличии угрозы ему лично, его близким, имуществу, обратиться за помощью в наш Центр. Если информация подтверждается, мы обеспечим его защиту.
— Вам делегировано достаточно полномочий для осуществления охраны и защиты всех лиц из этого обширного, как я понимаю, списка?
— К счастью, охранять всех как раз не приходится. Нашими «подопечными» становятся лишь те, кто подвергается реальной угрозе. Полномочия же у нас самые широкие. В соответствии с регламентирующими документами, мы осуществляем личную охрану, охрану жилища и имущества, обеспечиваем «охраняемый объект» оружием, спецсредствами индивидуальной защиты и оповещения об опасности.
При необходимости, можем временно разместить человека в безопасном месте, устроить перевод на другую работу, переселить и изменить документы. В особых случаях мы в состоянии обеспечить даже изменение внешности человека.
Если человек — как правило, свидетель преступления — находится в местах лишения свободы, мы можем перевести его из одного места отбывания наказания в другое.
У нас есть и второе, оперативное направление работы — выяснение обстоятельств дела, установление лиц, угрожающих жизни и здоровью наших подопечных, их задержание и привлечение к уголовной ответственности.
— Сил и средств, надо понимать, на всю эту работу у вас хватает?
— Пока штат у нас небольшой, есть проблемы с размещением личного состава Центра, обеспечением оргтехникой. На стадии решения и вопрос о сотрудниках физзащиты. В настоящее время для непосредственной охраны нуждающихся в защите лиц мы используем приданные силы — сотрудников ОМОН и ОМСН МВД республики. В недалеком будущем планируем (и этот вопрос уже решается в вышестоящих инстанциях) сформировать собственное подразделение.
— Чем конкретно сотрудники вашего Центра занимаются в настоящее время?
— Как Вы, надеюсь, понимаете, специфика нашей работы не позволяет раскрывать подробности ряда проводимых нами мероприятий. Из всего остального я могу выделить обеспечение безопасности участников процесса по нападению бандформирований на город Нальчик в октябре 2005 года. Хочу отметить, что мы охраняем не только представителей суда, обвинения, но и тех сторонников радикального ислама, которые согласились сотрудничать со следствием, и по этой причине могут опасаться за свою жизнь, и жизнь своих близких.
— Энгельс Магомедович, грядет ваш профессиональный праздник. Что бы Вы хотели в этот день передать сослуживцам?
— В канун Дня российской милиции я хочу со страниц «Северного Кавказа» поздравить руководство и личный состав министерств и управлений внутренних дел Юга России, пожелать крепкого здоровья, бодрости духа, счастья, и дальнейших успехов на поприще служения Отечеству!