В поисках взаимопонимания

Телеведущий Первого канала, член Общественной палаты РФ Максим Шевченко задумал интересный проект под названием «Северный Кавказ. Традиции и модернизация». Осуществление его он начал с Дагестана — в рамках этого проекта состоялись дискуссии в городах Дербент, Буйнакск, Хасавюрт, Махачкала. То, что президент РД принял группу Шевченко и провел с гостями продолжительную беседу, говорит о том, что руководство республики в принципе одобряет поиск путей согласия через диалог.
Что из себя представляет этот проект? Как сказал Максим Шевченко, его целью было создать дискуссионные площадки, на которых каждый желающий, кому есть что сказать, имел бы возможность высказаться. А то ведь многие говорят: нам не дают сказать, нас не слышат. Московский гость особо подчёркивал, что это не встречи с ним и прибывшими с ними людьми — это встречи людей, придерживающихся каких-то разных взглядов, имеющих иные мнения касательно тех или иных событий.
Кроме Максима Шевченко, в республику приехали и участвовали в дискуссиях эксперт «Центра Карнеги» профессор Алексей Малашенко, главный редактор сайта «Кавказский узел» Григорий Шведов, спецкор газеты «Газета» Надежда Кеворкова. Благодаря им дагестанцы получили такую возможность — высказаться.
На каждой встрече Максим Шевченко просил выступающих говорить о том, в чём заключается проблема сегодняшнего дня, и каким им видится образ будущего Дагестана, в каком бы обществе они желали жить. Эту просьбу пришлось повторить ему не один раз, что свидетельствует о том, что у нас еще не выработалась культура ведения дискуссий. Сменяя друг друга, к микрофонам подходили люди и говорили о коррупции в республике, о клановости, о безработице, о необходимости введения шариата и в противовес им — о том, что республика должна оставаться светской. Говорили о том, что законы в республике практически не работают, выборы превращаются в фарс, о продажности работников правоохранительной системы. Говорили о том, что нельзя нас, дагестанцев, и вообще кавказцев, подводить под чужие, в основном европейские и американские, законы. «У нас есть свои, вековые обычаи, адаты, культура, нам за это нигде краснеть не приходилось».
Звучали утверждения, что от духовности и нравственности предков ничего не осталось, что мы, дагестанцы, стали лицемерными, трусливыми. Досталось и телевидению — за то, что показывает разврат и насилие, за то, что из информационного потока, идущего с Кавказа, вырывается лишь негатив.

Говорят ведь: сколько людей, столько и мнений, потому не удивительно, что звучали мнения прямо противоположные. Несмотря на это, ни у кого не возникло сомнений относительно того, нужен ли федеральному центру Дагестан, и заинтересован ли Дагестан в федерализме. Да, несмотря на то, что мы разные, мы нужны друг другу.

И нельзя противопоставлять светское и духовное, они не противоречат друг другу, а дополняют. Но была и критика власти, которая звучала ради критики. Как сказал на махачкалинской дискуссионной площадке сотрудник Дагестанского госуниверситета Запир Алхасов, многие выступившие вскоре покинули зал, а это говорит о том, что им неинтересно мнение других, что они пришли для того, чтобы озвучить своё мнение.
Свои мнения высказали известные в республике люди — Курбан Кубасаев, Хаджимурад Камалов, Зубайру Зубайруев, Сулайман Уладиев, Аркадий Ганиев, представители духовенства, особо активной была молодёжь — словом, выступило более 40 человек. Если учесть, что на дискуссионных площадках других городов выступило примерно по 35 человек, то можно смело утверждать, что более 100 человек, большинство из которых причисляют себя к оппозиции нынешней власти, имели возможность прилюдно озвучить не только свои претензии к ней, но и предложить пути выхода из ситуации, своё видение будущего.
На махачкалинской встрече министр по национальной политике, информации и внешним связям РД Гарун Курбанов сказал, что прозвучало немало «приятных» слов в адрес власти, и как представитель этой власти он обязан сказать, что согласен не со всеми мнениями выступивших. «Уверяю вас, — сказал он, — что во власти не все коррупционеры. Да, проблемы есть, и их нужно решать.

Но как можно бороться с коррупцией, если многие в ней заинтересованы? Кто же в учебные и лечебные заведения бегает со взятками? Кто на дорогах в руки автоинспектора раньше, чем документы, суёт взятку? Власть ясно даёт понять, что она хочет прозрачности и порядка. Почему бы не помочь власти?

Вместо того, чтобы договариваться, мы начинаем ссориться».
Начальник управления информационной политики и пресс-службы президента РД Абдурахман Гусейнов согласился с тем, что общество имеет право критиковать власть. Дефицита этой критики не наблюдается. «Не дай вам бог жить в эпоху перемен» — говорил Конфуций, а нам «повезло». Мы все являемся заложниками этого переходного периода.

Об открытости власти свидетельствует то, что на «горячую линию» президента РД поступает более 1200 звонков каждый месяц. Каждый раз бюджет публикуется в печати, стратегия социально-экономического развития до 2020 года широко обсуждалась. Мы хотим всё и сразу. У многих дагестанцев выработалась потребительская психология: дайте рабочие места, дайте то, это.

Для родителей студентов важен диплом, а не знания. Что касается выборов, нужно каждому из нас иметь моральную и гражданскую ответственность, не давать возможность разным нечистоплотным людям оперировать твоим голосом. Вот где корни коррупции, а не во власти».
Максим Шевченко поблагодарил участников дискуссиий за откровенный разговор, за неравнодушие к судьбе республики и страны. Такие дискуссии — это путь к взаимопониманию. А как оно, взаимопонимание, нужно всем нам, россиянам!


Опубликовано

в

от