На Северном Кавказе есть лидеры, способные выправить ситуацию
Проблема Северного Кавказа достается каждому президенту постсоветской России как сумма взаимоисключающих и одновременно взаимосвязанных задач, которые от президента к президенту сплетаются во все более и более запутанный клубок. При обязательно-ритуальном декларировании каждым новым хозяином Кремля желания привести ситуацию в регионе на уровень общероссийской почему-то все получается ровно наоборот.
Выделение еще одного административного образования — Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) — следует рассматривать как попытку уже третьего президента РФ решить данную проблему. Решить, судя по фигуре главы нового округа, сугубо экономическими и административными мерами. По возможности стараясь не прибегать к «традиционным рецептам», состоявшим, в основном, из широкого набора силовых средств, слегка разбавленных финансовыми инъекциями. При этом без должного внимания оставался тот факт, что силовые средства доставались на долю того самого гражданского общества, которое по идее и должен был склонить на свою сторону федеральный центр, а финансы распределялись таким хитрым образом, что все, кто участвовал в их освоении, оказывались заинтересованными в сохранении ситуации «ни мира — ни войны», которую они взялись выправить.
Созданию нового округа предшествовала убедительная риторика Президента РФ, в которой он назвал основные причины нестабильности на Северном Кавказе. В их числе, помимо прочего, были названы клановость и коррумпированность местных властей. Причем коррумпированность, по словам Медведева, достигла «чудовищных масштабов».
При этом ни слова не было сказано о том, что ситуация на Кавказе является ни чем иным, как следствием болезни всей российской власти в целом. Болезни, принявшей на Северном Кавказе, исходя из местной специфики, наиболее опасный характер. Точно так же, как фурункулез является следствием болезни системы кровообращения. Но ведь в этом случае врачи не стараются загримировать язвы и доложить о том, что болезнь побеждена, как мы наблюдали в действиях Кремля за последние годы по отношению к ситуации на Кавказе.
Если в начале «нулевых» мы говорили только о чеченском сепаратизме и чеченском терроризме, то сегодня говорим о распространении этого явления на весь Кавказ и другие регионы РФ, где компактно проживает мусульманское большинство. Сделав в свое время ставку на бывших сепаратистов в регионе, власть получила тактическое преимущество. Но, превратив кратковременную ставку в долговременный проект, допустила стратегическую ошибку.
Поэтому естественно желание третьего президента выстроить новую административную структуру, к деятельности которой прежние исполнители будут иметь самое опосредственное отношение и под прикрытием которой можно будет вплотную взяться за урегулирование ситуации. То, что дело обстоит именно так, невольно подтвердил Рамзан Кадыров, в одном из последних интервью высказавшись против создания нового округа: «Зачем нам еще одно промежуточное звено?».
Естественно, на сегодняшний день развернулась не очень заметная, но нешуточная аппаратная война за право насытить новую администрацию своими кадрами. Муссирование в свое время в прессе слухов о том, что пост главы нового округа якобы займет Кадыров, либо на днях уволенный с поста первого замминистра ВД г-н Еделев, курировавший работу данного ведомства в ЮФО, следует рассматривать как отголоски этой борьбы.
Главной задачей свежеиспеченного главы нового округа сегодня является подбор кадров, не связанных с прежним чиновничьим аппаратом ЮФО. Вся работа которого строилась лишь на том, чтобы как можно меньше информации об истинном положении дел в регионе становилось достоянием общества. Одновременно с этим стоит не менее сложная задача выявления и устройства в аппарат тех, кто реально может содействовать урегулированию ситуации.
По многим составляющим Чеченская Республика является объектом, который потребует к себе наибольшего внимания со стороны новой администрации. И вот тут-то, когда г-н Хлопонин начнет изучать истоки конфликта, чтобы определить, на кого ему опереться и кого пригласить в свой аппарат, ему откроются удивительные вещи.
Во-первых, выяснится, что подавляющее большинство чеченского народа абсолютно не разделяет и не разделяло идей сепаратизма. И тому есть документальные подтверждения. Тогда вполне естественно возникает вопрос: чем объяснить две кровопр