16 марта президент Адыгеи Аслан Тхакушинов, премьер-министр Мурат Кумпилов и руководитель администрации президента Александр Пиценко встретились с руководителями Союза славян. Событие для Адыгеи новое и неожиданное.
Весной прошлого года прошёл съезд, на котором председатель правления Союза славян Адыгеи Нина Коновалова обвинила республиканских чиновников в репрессиях против организации и редактора газеты «Закубанье». Три месяца назад закрыто за отсутствием состава преступления уголовное дело, возбужденное следственным управлением при прокуратуре РА, в отношении председателя исполкома Союза славян Владимира Каратаева. И вдруг неожиданный поворот: власть и оппозиция за столом переговоров.
Очевидно, что наметился какой-то новый сюжет в развитии общественно-политической ситуации в республике. Вероятно, что толчком к этому стало выступление члена Совета Федерации от Адыгеи Аслана Хашира с критикой в адрес республиканской власти. Его опубликовала газета Союза славян «Закубанье», редактор которой высказал предположение, что начата очередная кампания борьбы за власть. В этой связи прошедшее мероприятие может рассматриваться как вполне прагматичный шаг команды Аслана Тхакушинова по подготовке политического пространства республики к будущим баталиям.
О чем же все-таки говорили на встрече руководители исполнительной власти Адыгеи и общественной организации, существующей в республике с момента её провозглашения? С этим и другими вопросами мы обратились к Владимиру Каратаеву.
— Владимир Иванович, как вы оцениваете прошедшую встречу?
— На мой взгляд, произошло то, что должно было произойти много лет назад, когда провозглашалась республика, принималась её Конституция, и из тех, кто не был согласен, делали врагов. Ну, республика существует, однако что стало с той Конституцией, которую принимали, прибегая к манипуляциям, угрозам и шантажу?
От неё мало что осталось: два или три созыва депутатов Госсовета, внося поправки, приводили её в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами. И депутатам работа, и прокуратуре, и Верховному суду РФ и т. п. А что получили простые люди, кроме взаимного недоверия и даже вражды?
Думаю, что потеряли больше, чем могли бы сохранить, не будь этой бессмысленной борьбы с российской государственностью и русским народом. Прошедшая встреча говорит о том, что руководство республики, наконец, осознало, что при любом мнении диалог лучше, чем конфронтация и «охота на ведьм». В свое время мы не могли добиться этого ни от Джаримова, ни от Совмена.
Что касается нынешней власти, то личные встречи у нас, конечно, были и с президентом, и с премьером, и с главой администрации президента. Но официальная встреча на таком уровне с представителями Союза славян состоялась впервые. Этим актом республиканские власти как бы вывели нас из состояния «неприкасаемых» в положение легитимной организации. И это радует.
— Какие вопросы обсуждались на встрече?
— Мы говорили о необходимости внедрить в республике опыт Белгородской области, где власти обеспечивают практически всем желающим возможность построить свое жилье. Причём на участках, выделяемых бесплатно. Если мы пойдём по пути продажи участков, мало кто из молодых семей осилит такие расходы. Этот вопрос на уровне муниципалитетов не решить — нужна республиканская программа, возможно и с выходом на федеральную власть.
Мы говорили о необходимости развивать реальное самоуправление на местах и, в частности, учить не только глав, но и депутатов его основам. К сожалению, большинство депутатов муниципальных образований до сих пор в полном объеме не знают ни своих прав, ни своих обязанностей. На днях я присутствовал на сессии в одной станице.
Было странно, когда глава убеждал депутатов проголосовать за выделение средств на ремонт объекта, находящегося на балансе района, и содержание которого отнесено к его полномочиям. Объяснил он это тем, что в районной службе денег нет. И депутаты поселения главу поддержали. В то же время услуги местному населению, за которые они несут ответственность, не исполняются.
Дело не в том, где это было, случай не единичный — людей надо обучать, и эта проблема существует давно. Есть хорошее предложение нашего товарища В. И. Черненко: отработать на 100% Закон о местном самоуправлении в одном из муниципальных образований и сделать его учебной площадкой для такого обучения.
Говорили также и о проблемах экологии, в частности о мусоре. Подняли вопрос продажи за весьма скромную цену 75% пакета акций турбазы Майкоп. Мы считаем, что при продаже упустили интересы жителей 5-этажного дома, который отапливался котельной турбазы. Теперь им предлагается решать с июля месяца проблему отопления и горячей воды самостоятельно.
Просили президента поддержать нашу идею о чтении антиалкогольных лекций в школах республики. В городе мы такое понимание нашли. Наш товарищ Юрий Канатов сейчас весьма успешно читает их в Майкопе. Но нужна поддержка, в том числе в формировании команды энтузиастов, которые также возьмутся за эту работу.
В общем, достаточно большой круг вопросов подняли, но исчерпали далеко не все.
— И какова реакция власти?
— Премьер-министр демонстрировал доброжелательность и компетентность. О готовности сотрудничать в решении различных проблем говорил президент. В общем, получилась приятная во всех отношениях беседа.
— А поднимался ли вами вопрос кадровой политики?
— Я понимаю, что от нас ждут и этого, но разочарую вас — нет, не поднимался.
— Считаете, что он уже не актуален?
— Почему же? Но это ведь была первая такая встреча. Вопрос этот требует не показухи, а серьезного разговора. Если такие встречи будут практиковаться и дальше, поставим и этот, и другие не менее острые вопросы.
— Можно сказать, что вы удовлетворены тем, как развиваются события?
— Сейчас весна, а у русских есть такая пословица — «цыплят по осени считают». Подождем до осени.