Уголовно-правовая защита конкуренции

Конкуренция в условиях рыночной системы — главный рычаг ее прогресса, побуждающий предпринимателей к борьбе за потребителей и более выгодные условия деятельности.

Антимонопольные органы при исполнении своих контролирующих функций часто сталкиваются со случаями антиконкурентных действий (бездействия) со стороны должностных лиц, особенно в сфере законодательства о защите конкуренции и при размещении государственного и муниципального заказа.

Совершение таких действий, недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством и негативно влияющих на конкуренцию, может повлечь применение мер как административной, так и уголовной ответственности.

Установление нарушения в сфере конкуренции, привлечение в установленных случаях к административной ответственности — это компетенция антимонопольных органов. Возбуждение же уголовных дел в данной сфере часто инициируется сообщениями антимонопольных органов о выявленных нарушениях, направленными в правоохранительные органы.

Можно выделить несколько ситуаций, в которых действия должностных лиц, признанные нарушением антимонопольного законодательства или законодательства о государственном и муниципальном заказе, могут быть признаны преступлением:

1. Случаи, когда организации (предприниматели), участвующие в конкурсе либо аукционе, проводимом органами власти, и выигравшие его, фактически осуществляли свою деятельность без лицензии, а конкурсной комиссии в числе других документов, предъявляли копию поддельной лицензии.

Преступным в данном случае будет являться безответственное отношение должностных лиц к выбору поставщиков.

2. Нередко встречающееся, но труднодоказуемое нарушение при размещении государственного или муниципального заказа, при котором путем ограничения конкуренции, недопущения до конкурсов и аукционов хозяйствующих субъектов, заключения договоров без проведения конкурсов, государственные и муниципальные чиновники распределяют значительные объемы бюджетных денежных средств подконтрольным себе коммерческим организациям.

3. Нарушения антимонопольного законодательства, связанные с соглашением или согласованными действиями хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, в частности, с установлением или поддержанием цен, надбавок, наценок. 

В этой ситуации антимонопольным органом будет установлено нарушение Федерального закона «О защите конкуренции» со стороны юридических лиц. Уголовную же ответственность могут понести конкретные физические лица, полномочные воздействовать на действия юридического лица, чьим волеизъявлением вызваны данные действия хозяйствующих субъектов.

4. Одним из наиболее опасных видов преступной деятельности является злоупотребление своим доминирующим положением крупнейшими компаниями в сфере деятельности естественных монополий, в том числе ограничение допуска предприятий и организаций к их товарам и услугам, незаконное увеличение тарифов, недопущение конкуренции в смежных отраслях монополий и доминирующих предприятий, составляющих единую производственную или технологическую цепочку с основным производственным процессом, осуществляемым ими.

Такой вид правонарушений характерен для компаний, занимающих доминирующее положение на рынке. Эти схемы работы естественных монополий направлены, в первую очередь, на получение незаконных вознаграждений руководством компаний, занимающих доминирующее положение, и связанных с ними лиц.

5. Ограничение и устранение конкуренции органами государственной власти и управления связано с должностными преступлениями, когда в целях ограничения конкуренции вводятся необоснованные запреты и ограничения, нарушения установленных правил проведения конкурсов и аукционов, тарифное и нетарифное регулирование.

Перечень антиконкурентных действий органов власти указан в Федеральном законе «О защите конкуренции».

Во всех перечисленных случаях для наступления уголовной ответственности необходимо доказать последствия в виде крупного ущерба.

В заключение необходимо отметить, что в последнее время антимонопольной службой предлагается расширение рамок уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства путем введения в Уголовный кодекс нескольких новых составов: картельные сговоры, ограничение доступа на рынок и устранение с него других хозяйствующих субъектов.

Поскольку нарушения антимонопольного законодательства зачастую имеют о
бщественно-опасный характер, влияют как на экономические интересы как хозяйствующих субъектов, так и простых граждан, несомненно, важно, чтобы законодательство адекватно реагировало на подобные нарушения, и в наиболее серьезных ситуациях нарушители привлекались к уголовной ответственности. В настоящее время все необходимые предпосылки для этого созданы.