Танцуют по давней проверенной формуле не только Европа, но все: две из трех Америк – Латинская и Северная, Африка, Израиль. Танцуют в Тель-Авиве на фестивале «Тель-Авив Данс», который начнется 23 октября и продлится целый месяц, до 22 ноября. Откуда столько наберется танцев? — со всего мира, как обещано. Где смотреть? — в Тель-Авивском центре сценических искусств, в балетных центрах «Сузан Далаль» и «Инбаль», в театрах «Тму-На» и «Беэр-Шевском».
Напомню, что международный фестиваль «Тель-Авив Данс» вылупился два года назад из балетного фестиваля «Данс-Европа», лет десять подряд занимавшего тель-авивских балетоманов. Принципом «Данс-Европа» был показ в Израиле премьерных работ европейских трупп, каждый год новых ансамблей из новых стран. Но спустя 10 лет выяснилось, что несмотря на бескровные революции, смену власти и подвижку границ, список стран был прочитан уже полностью, ансамбли стали повторяться, и тогда гениальная бескомпромиссная голова – Яир Варди, руководитель центра Сузан Далаль, инициатор дюжины израильских балетных фестивалей, пошел ва-банк: переименовал «Данс-Европа» в «Тель-Авив Данс», пригласил для участия в нем ансамбли из Америки и Африки, не забыл и своих – израильские труппы, и судя по глянцевой фестивальной брошюре, танцевать стало лучше и веселее.
Фестиваль разросся благодаря требованиям публики и благодаря тому, что Тель-Авив становится центром международных фестивалей: кинофестивалей в нем проводится без счета, есть международный фестиваль драмы, через несколько месяцев пройдет международный фестиваль электронной музыки, а балетный растянулся на целый месяц.
Второй фестиваль «Тель-Авив Данс» проходит в рамках широченного празднования-отмечания 100-летия Тель-Авива, так что муниципалитет расщедрился и внес свою финансовую мзду в этот праздник танца и первого еврейского города нового времени, в котором в этом году участвуют 18 ансамблей из 13 стран, 40 спектаклей и 200 танцоров из США, Испании, Канады, Аргентины, Израиля, Словении, Конго, с Берега Слоновой Кости, Англии, Мексики, Мадагаскара и Голландии. С числами покончено, остались эмоции, хорошее настроение, неуемная —точно по Шопенгауэру, который считал, что желания бесконечны— жадность толпы до новых зрелищ, в данном случае модернизма, ибо модернизм царит на фестивале «Тель-Авив Данс». Слабый экивок традициям – вечер нео-классики театра «Марибор» из Словении.
Стран много, программа разнообразна, а зритель — един, то есть израильский, сиречь избалованный, ищущий все больше и лучше. Зрителя этого воспитывали, но учителей он пока не превзошел, тем более, что многие учителя – израильские танцоры и хореографы — уезжают в поисках лучшей доли заграницу, и возвращаются домой победителями, либо как известные солисты, либо во главе собственных трупп и ансамблей. На нынешнем фестивале таких удачливых блудных сынов-дочерей трое: Барак Маршаль, Хофеш Шехтер и Талья Паз. Барак Маршаль вернулся в Израиль после 8-летнего пребывания в Лос-Анджелесе и ставит по заказу центра Сузан Далаль спектакль «Монгер» для 10 танцовщиков.
Хофеш Шехтер, родившийся в Иерусалиме и там же закончивший Академию музык и балета —для студентов которой он проведет мастер-классы—, танцевавший в «Бат-Шеве», уехавший учиться в Париж, а позже в Лондон, организовал в Британии собственную труппу и приезжает на фестиваль с двумя спектаклями. Хофеш Шехтер, считающийся восходящей звездой новой хореографии в Англии —видно в небе бывшей империи звезд умещается больше, чем над Святой Землей—, покажет в Тель-Авиве два одноактных балета — «Uprising» и «In your rooms». В первом участвуют 7 танцовщиков-мужчин —музыка – самого Хофеша Шехтера—. Второй балет поставлен для 11 танцовщиков – как женщин, так и мужчин, и идет под «живую» музыку. Спектакли Шехтера будут показаны в Тель-Авивском центре сценических искусств 11 и 12 ноября.
Покинув «Бат-Шеву», Хофеш, оправдывая свое имя, в поисках свободы творчества поехал в Париж учиться игре на ударных инструментах, там же начал писать музыку для балетных и театральных постановок. В 2002 году он пересек Ла-Манш, оказался в Лондоне и начал выступать с труппой, собранной из израильтян. Первая же его хореографическая работа была показана по всей Англии, а также в Финляндии, Италии, Португалии, Швейцарии, Корее. Все это произошло благодаря поддержке лондонского центра фринджа «Place», с которым Хофеш работает с 2004 года. Там же он поставил балет «Uprising», благодаря которому проснулся на утро знаменитым. «Uprising» и «In your rooms», показанные по всей Европе, нако