Статья о жизни крупнейшего производителя доминиканских сигар emilio reyes

В самом сердце Доминиканской Республики сигары — традиция, а не только бизнес. Для Э. Райеса эта традиция имеет глубокие семейные корни.

Дэйл Скотт

Мое такси резко тормозит и останавливается у обочины вдоль Flor de Los Reyes, — сигарной фабрики Эмилио Райеса на окраине Сантьяго в Доминиканской Республике. Майская жара плавит все уже с утра, и меня приветствует пара полуобнаженных фигур. Полуобнаженных, — слишком сильно сказано, — их одежда состоит пожалуй, почти из фиговых листков.

Впрочем, — это лишь рисунок эпохи Ренессанса на передней стене небольшого здания, украшенного как флагом главным брэндом компании: сигары «Адам и Ева». Внутри фабрики около 30 человек увлечены работой — сложным процессом скручивания ручных сигар. Несмотря на жару, Дон Эмилио настаивает на традиционном начале рабочего дня, — чашке крепкого, сладкого кофе (в стиле Эспрессо по-кубински).

Его юмор вкрадчив, он наклоняет голову слегка в сторону и смотрит почти заговорщицким взглядом, но тут же одаряет широкой хитрой мальчишеской улыбкой. 58-летний доминиканский Табакальеро спокоен и углублен в свои мысли, также спокойно и продуманно, он, как и остальные гиганты в мире табака и сигар, стремится к высочайшему качеству производимой им продукции.

Эти талантливые мастера своего дела не занимаются самовозвеличиванием, их достижения говорят за них сами. Всегда просты в общении: любой обычный человек может с ними поболтать и выкурить сигару. Сам Райес, будучи Авторитетом в табаке, не будет блистать красноречием под софитами, отвечая на вопросы интервью. Сдержанный?, — да, но, если речь заходит о табаке или сигарах, то говорит о них с мощной харизмой.

Три сына Дона Эмилио, как и все шесть поколений семьи Райес , — заняты в табачном бизнесе, который его пра-пра-прадедушка начал еще в 1840 году. Дон Приамо,- отец Дона Эмилио был первый, кто произвёл рассаду кубинского табака в Доминиканской Республике в 1962году. «Мои три брата и я родились здесь, и росли здесь, рядом с табачными плантациями моего отца. 11-летним мальчиком Дон Эмилио уже работал у отца, выращивая табак, убирая урожай, обеспечивая ферментацию, и изготавливая «pacas» — 140 фунтовые кипы табачного листа — для скрутчиков сигар.

Сегодня семья Райес владеет тремя фабриками в Сантьяго, плюс 5000 акров табачных плантаций по соседству. Они дают работу почти пяти тысячам рабочим на плантациях, плюс четырём с половиной тысячам работников по обработке, связке и скрутке табачных листьев, т.е. работу для почти десяти тысяч человек.

Эмилио Райес вместе с братьями Аугусто, Леонардо и Приамо Эрнесто поставляют темные табаки многим из владельцев самых престижных брендов в США и на международном рынке, не считая поставок для кубинской сигарной промышленности. Последнее высказвание Дона Эмилио повергло меня в изумление, а Эмилио Райес добавил, что его семья осуществляла регулярные поставки табака на Кубу еще со времен его дедушки Хулио (100 лет назад).

Покажем им, какое качество должно быть у продукции, которую выпускаешь…

Дон Эмилио, действительно, был приглашен кубинцами в начале 1990-х гг. как консультант для решения проблем с ферментацией «Connecticut shade tobacco», которые государственная табачная промышленность на Кубе безуспешно пыталась решить в течение ряда лет.

«Я приехал на Кубу, думая, что поработаю здесь две недели. После анализа, по прибытии, проблем, я понял, что все гораздо серьезнее. Оны были вынуждены терять слишком много хрупкого покровного листа во время скрутки сигар. Наша семья выращивала «Connecticut shade tobacco» по декадам, поэтому я знал, что нужно кубинцам для решения их проблем».

Дон Эмилио понял, что традиционные кубинские «pilones» — кипы табачных листьев, складываемые на ферментацию в виде точно сложенных стогов, — слишком высоки. «Вес более 200 фунтов повреждал листы «Connecticut tobacco», и это переходило все границы. Я научил кубинцев складывать кипы по-другому, наладил контроль влажности в помещениях для ферментации, и предпринял шаги для предотвращения повреждений листьев в ходе ферментации».

Две недели превратились в пять лет. Опыт эксперта Дона Эмилио Райеса сделал его признанным учителем по искусству и алхимии превращения сырых, отслаивающихся кусочками табачных листов из амбара, — в изысканные, ароматные, изящные сигары.

Открывая дверь дискуссии о качестве современной продукции с известного всем «Острова Свободы», Эмилио Райес утверждает, что «правильно выращенные, и обработанные надлежащим образом кубинские табаки, — лучшие в мире».

Райес продолжает: «Секрет табаков Кубы, — их магическая вкусовая примесь, — состоит в климате с 90% относительной влажностью. На Карибах доминирует относительная влажность, обеспечивая процесс ферментации. Во всех других странах, где степень влажности значительно меньше, — рабочие разбрызгивают влагу на слои листьев, когда укладывают «pilones» (кипы табака). И тут уже все по-другому: влажность — неравномерна — в центре ее достаточно, а по краям, — нет: листы мене влажные, что создает неравномерную ферментацию по всей площади табачного листа».

Следующие высказывания Дона Эмилио меня ошеломили: «За исключением 1993 и 1994 гг., — тех лет, когда я работал на Кубе, — кубинцы вообще не ферментировали покровный лист. Может быть поэтому «современные» кубинские сигары не только безвкусны, но и, сделанные из неферментированного покровного листа с остаточными примесями, могут обжечь глотку, вызвать ненужную бессонницу, и даже — головокружение».

В свою очередь, Дон Эмилио тоже учился у кубинских табакальеро, когда работал по всему циклу производства табака: от саженцев — до скрутки сигар. Он привез с собой в Сантьяго кубинский опыт и квалификацию в культивировании табака, что стало жизненно важным добавлением к его собственному 47 летнему опыту. Для вертикально-структурированной технологии Райеса по выращиванию и производству своих собственных табаков, а также для ручной крутки сигар этот комбинированный опыт — бесценен.

Райес пригласил меня пройти в его снабженный работающими кондиционерами цех, похожий по оборудованию на спортивный автомобиль. Мы входим в пасть амбарной двери огромного здания на соседней улице. Мои глаза привыкли к темноте, и можно видеть несколько десятков людей, тут и там энергично передвигающих кипы табака (pacas) разного веса и размеров. Другая группа работников разбирала и заново составляла для ферментации pilones.

В огромных помещениях сложены штабели табака высотой в 5 футов. В одном из цехов женщины сортируют, измеряют и складывают табак в отдельные коробки с этикетками, готовые к отправке по роликам в огромную галерею. Нельзя не упомянуть и о радио, задававшем темп всему вокруг.

Мы входим в одну из секций склада: размеры просто поражают: 5000 pacas, сложенные в штабели, почти до потолка, кажутся бесконечными в полумраке проходов. На лице Дона Эмилио появляется улыбка: «Скоро мы добавим сюда еще 11000 pacas, когда они пройдут ферментацию. Каждый тюк стоит около 1000 USD.» Карамба! Это целые 16 млн.

USD, вложенные в сырье; я начинаю постигать степень влияния фамилии Райес в сигарном мире. Дон Эмилио объясняет: «Реальная стоимость уже инвентаризована, — каждый наш клиент в мире знает, что общее количество будет гарантировано поставляться в течение 10 лет, при этом без потерь в качестве товара. Имея еще два хранилища, даже в случае стихийного бедствия, мы легко выполним все наши обязательства».

После роскошного ланча с изысканным вином в самом элегантном итальянском ресторане города Сантьяго, мы едем на третью фабрику, принадлежащую Дону Эмилио. Ее название — Esperanza, т.е. «Надежда». Построенная в традиционном испанском стиле и сверкающая свежей краской фабрика, видимо является основной достопримечательностью фамилии Райес, и своей свежестью резко контрастирует с утилитарной мощью остальных строений.

Внутри же, — все современное: хорошее освещение и современный интерьер рабочих мест, все продумано до мелочей и эффективно. Но самое большое наслаждение — это помещение, где в покое созревают десятки тысяч сигар, набирая вкус и аромат, и выдыхая запах остатков примесей. Сотни кедровых коробок для хранения сигар и все с открытыми крышками, — полка за полкой и вверх, это зрелище напоминает сигарную комнату в частном клубе, где в запертых шкафах за стеклом видны сигары большого формата. Один из работников достает коробку с уже наклеенной на ней этикеткой проверяет содержимое, начинает ее обвязывать лентой и упаковывать. Наиболее приятный процесс труда, который я когда-либо видел.

Остатки табака, собранные из отходов производства ручных сигар, используются для изготовления коротких ароматных сигар машинной крутки в другом специальном помещении на этой же фабрике. Механизмы для ручной крутки сигар Райес придумал сам. «Сейчас у нас имеется 23 различных аромата сигар»,- говорит Дон Эмилио, показывая свою лабораторию, где разрабатываются даже большее количество вкусов и ароматов. На сегодняшний день Esperanza производит ежегодно 80 млн. ароматных сигар.

Фамилия Райес эмигрировала из Испании и Кубы в Доминиканскую Республику поколения и поколения назад, а Дон Эмилио проработал на табачных плантациях всю свою жизнь, и по его собственному утверждению, никогда не интересовался другими сферами деятельности, — «только табаком». В 1974 году, он основал Culbro Corporation, позднее превратилась в General Cigar Company, являющейся в настоящее время частью Swedish Match. До 1981 года Эмилио Райес специализировался на селекции табака. Потом он покинул компанию, но не прекратил консультировать ее, Windsore Shade Tobacco Co. и другие компании, специализирующиеся на выращивании табака.

В 1981 году Райес стал работать в компании своего отца — Tabacos Amantina, и покинул ее в конце 1980-х гг. «Это было тогда, когда я поменял название компании на «Flor de los Reyes» (Цветок Королей)».

Я прикуриваю предложенную мне Райесом сигару с покровным листом Connecticut и сразу понимаю, что я никогда ранее не пробовал сигары, подобной этой. Вкус, с оттенком экзотических пряностей, но без перца, описать просто нельзя. Интригующий аромат золотисто-коричневой сигары очень хорошо подходит для курения после обеда: чистый вкус, без смолянистых оттенков. Наслаждаясь спелым вкусом вызревшей сигары, я вновь удивлен Доном Эмилио, неожиданно опять связавшими прошлое и будущее.

«В 1997году наша семья разработала новый табак, названный нами «Reсe». Эфирные масла этого табака содержали необыкновенно сильные цветочные оттенки вкуса, а более высокое содержание никотина придавало табаку настоящую крепость. Мы добавили «Reсe» в смесь наших табаков, которые, в частности, продаем на российском рынке, как, впрочем и другим нашим контрагентам во всем мире. В Вашей сигаре — смесь табаков с включением Reсe».

Прежде, чем бренды Дона Эмилио стали популярными в США, толпы отдыхающих отпускников в буквальном смысле слова сметали с прилавков тысячи коробок с сигарами. Эмилио Райес рассказал, что, ободренная таким сбытом, семья Райес приготовилась представить марку Reyes на рынке США этими же сигарами по умеренным ценам. «Я думал, что сбыт сигар такого качества будет очень успешным в США.

Однако, после трех лет сложностей с нашим американским дистрибьютором, он вышел из бизнеса. В действительности, никто в США не разобрался во вкусе этих сигар. Ведь табак и сигары, которые люди курят сейчас, были выращены 10 лет назад». Как и все другие сигары, произведенные фамилией Райес, — эта сигара, называемая сейчас «DRG» (Dominican Republic Gold) — по цене вовсе не обременительна для кошелька средних размеров: каждая стоит от 4 до 5 USD.

В 2001 году Дон Эмилио создал сигару «Адам и Ева» (Adan y Eva), которая, как он надеется, станет его главным брендом. Он продал на годы вперед право использования меньшей по размерам версии этой сигары в Bahamas, Boston, и Minas Gerais, Brazil. Эта версия «Адам и Ева» получила массу призов и премий, а также признание в сигарных СМИ, особенно в сигарных рейтингах. Не надо удивляться: табакам, из которых скручена версия «Адам и Ева», как и в случае с «DRG» (Dominican Republic Gold), — более 10 лет. В настоящее время представлено уже 13 форматов сигары «Адам и Ева».

Robusto XO Maduro — это таинственная сигара, из секретных смесей табаков, — самая дорогая у Дона Эмилио, каждая — 10 USD (без налогов).

Богато украшенные в старом стиле сигарные коробки и ободки сигар соревнуются за внимание курильщиков и напоминают о «золотых» временах сигарного производства.

Сигарная Коллекция Эмилио Райеса появилась на рынке не так давно, и состоит из следующих линеек: флагман DRG, Emilio Reyes, Breves, Flor de los Reyes, Don Priamo (в честь отца),и Los Reyes Unidos (в знак фамильной солидарности). Все сигары Коллекции, (от обычного parejo — до сигар коробочного размера) имеют 7 форматов, различные покровный лист, скручены из смесей табаков, и обладают палитрой вкусов — от самого мягкого до самого крепкого (насыщенного). Если Вы не найдете в Коллекции того, что Вам нужно, — Вы несерьезно относитесь к сигарам. Все бренды Дона Эмилио, включая «Адам и Ева», импортируются и продаются через Eden’s Gate Cigars, по розничной цене от $3.25 до $5.50.

Нынешним летом сигары «Адам и Ева» будут представлены в малом формате и в металлических футлярах, а может быть, Дон Эмилио явит миру свои последние сигары ручной крутки высочайшего класса, со вкусом шампанского и коньяка.

«Все, что я хочу», — спокойно говорит он, — «это, чтобы каждый курильщик сигар достал мою сигару и оценил ее качество. Вы знаете, многие курят не сигару, а ее престижный ободок, — выбирая извращенный образ престижа, вместо того, чтобы насладиться вкусом и качеством. Мы хотим, чтобы курильщики выбирали Adan y Eva и DRG не только по качеству, но и по их ободкам».

На мой вопрос о заветной мечте, Дон Эмилио отвечает: «Увидеть окончание эмбарго в отношении Кубы, чтобы мы могли смешивать кубинские и доминиканские табаки. Из них можно скручивать сигары невероятного качества… Я полагаю, что эти табаки — самые лучшие во всем мире».

Вот так «маленькая, неизвестная компания» превратилась в производителя-исполина множества сортов, а Дон Эмилио Райес, — в эталон качества в сигарном мире, получив в сочетании с солидной репутацией среди табачников и производителей сигар, заслуженное признание на рынке. Эмилио Райес знает о выращивании табака и табачном листе больше, чем кто-либо другой в Доминиканской Республике или на Кубе, создав при этом целый ряд направлений развития. И он производит широкую гамму выдающихся сигар. Разве может себе позволить ошибиться в выборе сигар настоящий их знаток?

Официальный представитель в РоссииТабачный дом NB


Опубликовано

в

от