Союз россии, китая и ирана? это реальность!

Практически сразу же после самораспада СССР в Закавказском регионе начали распространяться устойчивые разговоры о необходимости создания новой интеграционной системы. Видимо, предполагалось, что, подбросив Закавказью идею о новой интеграции, а вслед за этим — и идею о «коллективном приёме» Закавказья в новый Союз — уже Европейский, Запад и иные силы смогут вынудить народы региона стремиться к решению уже имевшихся междоусобных конфликтов, как и предотвращать возникновение новых конфликтов.
На протяжении многих лет, прошедших после 1991 г., Запад систематически придумывал различные форматы для того, чтобы «заинтересовать» страны Закавказья, при этом по сути отказываясь от реальных и конкретных предложений Армении, Грузии и Азербайджану (сейчас можно добавить — Абхазии, Южной Осетии), параллельно начал конкретные переговоры с Турцией о членстве в Европейском Союзе.
С течением времени выяснилось, что ЕС не спешит ни Турцию принять в свои ряды, ни Закавказью сделать конкретные предложения. Геополитика региона резко изменилась, и вместо трёх суверенных республик мир имеет дело уже с пятью признанными (полноценно или частично) и одной непризнанной республиками. К тому же надо считаться с тем, что Иран является не просто важнейшей страной, непосредственно граничащей с Закавказьем и имеющий периоды общей с этим регионом истории, но и государством, являющимся самостоятельным и важным геополитическим «игроком» в Закавказье. Иран — мощный и важнейший цивилизационный пласт.
Не случайно «затормозилась» на сегодняшний день единственная интеграционная программа-прожект, в рамках которой предпринимался шаг по представлению региона как «совокупного Кавказа» — так называемая «Кавказская платформа». Ведь изначально её инициатор — Турция, явно не без диктата внерегиональных сил, пыталась обойти вопрос об участии Ирана. Но когда Анкара под давлением обстоятельств в конце июня 2009 г. была вынуждена начать переговоры с Тегераном о подключении Ирана к «Кавказской платформе», то в регионе начали параллельно развиваться иные процессы, а вокруг и даже внутри Ирана резко обострилась политическая обстановка.
В настоящее время более или менее действующими проектами, способствующими интеграции внутри региона, следует признать западные программы ТРАСЕКА и ИНОГЕЙТ, а также программу стратегического коммуникационного коридора «Север-Юг», вдохновителями которой выступает трио великих евразийских стран Россия-Иран-Индия.
Правда, если мы обратим взоры ещё дальше вглубь Азии, то не сможем не признать, что всё больше утверждается ещё один формат интеграции и сотрудничества — Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Общая территория входящих в ШОС стран составляет 30 млн. км, то есть 60% территории Евразии.

Её совокупный демографический потенциал — четвёртая часть населения планеты, более 1,8 млрд. человек, а экономический потенциал включает самую мощную после США китайскую экономику. По данным 2006 г., на долю членов ШОС приходится 19% мировой добычи нефти, 26% — газа, причем им принадлежит 30,3% всех мировых запасов природного газа. Эти цифры достаточно красноречиво свидетельствуют о потенциале стран-членов ШОС. И если предположить, что в обозримой перспективе в ШОС войдёт и Иран, то можно представить, во сколько раз возрастёт значение и роль ШОС не только в Евразии, но и во всём мире.
Одна из особенностей ШОС заключается в том, что она в статусном отношении не является ни военным блоком, как НАТО, ни открытым регулярным совещанием по безопасности, как АРФ АСЕАН, занимая промежуточную позицию. Главными задачами организации являются укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участники, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотраффиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия. Как можно заметить, этот формат регионального или, даже можно сказать, надрегионального или межрегионального сотрудничества и интеграции, значительно выигрышней и ТРАСЕКА с ИНОГЕЙТ, и проекта «Север-Юг», поскольку предусматривает объединение и координацию наиболее важных евразийских стран по самому широкому спектру интересов и сфер.
«Шанхайская пятёрка», а затем «шестёрка» — это Россия, Китай, Казахстан, Таджикистан, Киргизстан и Узбекистан. Но уже сегодня можно сказать, что, образно говоря, просторы ШОС расширились и почти вплотную приблизились к Закавказью.

Как известно, среди прочих стран региона Средней Азии Монголия стала первой страной, которая получила статус страны-наблюдателя на саммите в Ташкенте (2004 г.). Пакистан, Индия и Иран получили статус наблюдателей в следующем году на саммите в Астане. Конечно, учитывается то, что Россия как крупнейшее из кавказских государств также граничит с Закавказьем.

Но для нас в Армении значительно именно то, что Иран последовательно предпринимает шаги по интеграции с ШОС. Ведь Армения не имеет общей границы с РФ. В то же время Иран не граничит с Грузией. Таким образом, если Иран в каком-то обозримом будущем станет полноправным членом ШОС, то можно будет говорить о том, что регион Закавказья полностью охвачен «дугой влияния и присутствия» ШОС в лице её конкретных лидеров — России (ныне действующего) и Ирана (потенциального). При этом, благодаря широким связям и иным формам сотрудничества и интеграции, будет облегчён и процесс сближения Армении с великим Китаем.
Откладывая расширение на неопределённый срок, члены ШОС опасаются попыток «размыва» организации и, как результат, уменьшения её «удельного стратегического веса» в мировом сообществе. Во-вторых, вхождение в ШОС Индии и Пакистана может снизить эффективность её работы, поскольку внешнеполитические интересы этих стран существенно расходятся. В-третьих, вступление Ирана на фоне обострения ситуации вокруг иранской ядерной программы может позиционировать ШОС как блоковое объединение и стать причиной ухудшения отношений с Европой и США, сотрудничеством с которыми пока дорожат Индия и Китай.
На серии встреч в феврале 2006 г. с китайскими должностными лицами и журналистами президент Пакистана Первез Мушарраф привёл доводы готовности Пакистана к присоединению к организации как полноправного участника. Руководители Китая и Узбекистана изъявили намерение способствовать этому, однако с 2005 г. Пакистан всё ещё остаётся лишь страной-наблюдателем. Тем не менее, отказ в «повышении статуса» не явился препятствием для сотрудничества этой страны с остальными участниками ШОС. Пакистан подписал соглашение об экстрадиции террористов с Узбекистаном, активно сотрудничал в Контактной группе ШОС-Афганистан, проводит активную идеологическую и военную борьбу с «Аль-Каидой» и «Талибаном» и т. д. В плане экономики с помощью ШОС страна укрепляет свои позиции традиционного экспортёра текстиля, обуви, риса, качественного медицинского оборудования, а также импортёра тонковолокнистого хлопка и энергоресурсов (по производству энергии Пакистан занимает одно из последних мест в мире).
Некоторые страны ШОС одобряют возможность присоединиться к организации Индии. Так, например, Россия, установившая тесное экономическое сотрудничество с данной страной, в свою очередь неоднократно заявляла, что согласна на присоединение Пакистана (поддерживаемого в этом Китаем), только если одновременно с ним к организации присоединится Индия.
Как отмечала профессор Института востоковедения РАН Н. Мамедова, проблема участия Ирана в ШОС во многом сопряжена с проблемой ядерного вооружения страны и взаимоотношениями ШОС с США. Для стран Шанхайской организации Иран не представляет какой-либо угрозы, куда большую обеспокоенность стран-участниц вызывает ядерная программа КНДР. Хотя, на мой взгляд, и это мнение — лишь дань дипломатического этикета, в данном случае — не только по отношению к США, но и к Южной Корее и Японии. К тому же Иран привлекает ШОС как важный транспортный узел и один из ведущих экспортёров энергоресурсов.
Некоторые противоречия стран-участниц ШОС и Ирана лежат в сфере территориальных споров. В частности, по-прежнему не решён вопрос о разделе акватории Каспийского моря. В то время как Иран соглашается на часть, составляющую не менее чем 20%, Россия, Казахстан и Азербайджан подписали Соглашение «О точке пересечения линий раздела сопредельных участков дна Каспийского моря», согласно которому по линии раздела по обычной срединной линии Иран получит менее 14%, Россия, Азербайджан и Туркменистан — почти 20%, а Казахстан — 29%. Но и тут, на наш взгляд, происходит просто учёт дипломатического этикета, теперь уже — в отношении Азербайджана, с которым Россия и Казахстан просто не хотят портить отношения. В то же время известно, что основные противоречия у Азербайджана по Каспию — даже не с Ираном, а с нейтральным Туркменистаном, давно уже приобретшие очертания конкретных споров по конкретным месторождениям нефти и газа. Ашхабад, как известно, уже передал свои претензии на рассмотрение Международного суда, в то время как Иран всё ещё надеется разрешить свои противоречия с Азербайджаном по Каспию в рамках двустороннего диалога.
Тем не менее, процесс на месте не стоит. Уже Белоруссия также подала заявку на статус страны-наблюдателя, однако получила отказ по той причине, что «не является азиатской страной». 16 июня 2009 г., по завершении с
аммита стран-участниц ШОС в Екатеринбурге, было принято решение предоставить не применявшийся ранее в практике организации статус «партнёра по диалогу» двум странам: той же Белоруссии и Шри-Ланке. И есть данные, что даже Япония пристально приглядывается к ШОС и изучает вопрос о своём присоединении к этой структуре в том или ином статусе. Добавим также, что приглашения на саммиты глав государств-членов ШОС получал также Афганистан, а из международных организаций — СНГ и АСЕАН. Однако пока действует мораторий на расширение ШОС.
Конечно, следует также упомянуть об ещё одной инициативе, против которой как будто бы никто из заинтересованных стран не выступал — о создании Каспийской организации сотрудничества (КОС). Данную инициативу вполне можно назвать совместным проектом России, Ирана и Казахстана, направленным на то, чтобы исключить нежелательное внешнее вмешательство на Каспии внерегиональных сил.
Однако это хоть и актуальный и привлекательный проект, но вопрос неопределённого будущего. В противовес этому, ШОС уже сильно институционализирована и структуризирована. С ШОС уже вынужден считаться Запад.
Если же стратегический «тримаран» Россия-Иран-Китай будет оформлен и реально, то вряд ли какая альтернативная мировая сила сможет противостоять этим трём государствам.


Опубликовано

в

от