В Дагестане около 10 тысяч сирот. Из них более 600 — брошенные, никому не нужные
Они воспитываются в домах для сирот в Дербенте, Избербаше, Каспийске, Махачкале, Буйнакске. Пожалуй, самый тяжелый контингент — больные детским церебральным параличом в Махачкале. Уход за ними великолепный, но душа содрогается от скопления в одном месте такого количества горя и безысходности.
Кроме того, есть и республиканский Дом ребенка, куда поступают из роддомов брошенные дети и живут там до школьного возраста. Я видел руководителей, воспитателей, учителей, медиков и других сотрудников этих учреждений. Низкий им поклон за их повседневную миссию служения отверженным за мизерную зарплату!
Государство, конечно же, помогает сиротам, без этого внимания дети просто умерли бы от голода. Хотя, возможно, государству нужно усилить это внимание. Надо бы компьютеризировать интернаты, закупать для них одежду, еду, спортивную форму и инвентарь, обучать детдомовцев музыке, рукоделию, кулинарии, труду, профессии, языкам…
А вот внимание общества, отдельных людей, партий и конфессий — совершенно недостаточное. Каждому взрослому надо бы взять на себя обязанность хотя бы один день в году провести с этими детьми или на один день взять ребенка домой. Дети остро нуждаются в общении. Их нужно слушать и слышать. И на их настоящее и будущее нужно отзываться.
Самое трагичное то, что по окончании школы государство дает сиротам лишь сумму, которой при нынешних ценах хватает лишь для аренды койки в общежитии. А потому многие девочки-сироты снова рожают сирот, отказываясь забирать детей из роддома. Наследственное сиротство! А парни часто попадают в преступные сети, в том числе и террористические. Как же выйти из этого заколдованного круга?
Полагаю, что нужно организовать среди сирот конкурсы по рисованию, музыке, пению, танцам, рукоделию, учебе, спорту, языкам, то есть выявить талантливых детей и помочь им в жизни. У них разный уровень интеллекта, как и у обычных детей. Один из воспитанников Избербашского детского дома, например, учится в Сорбонне. Спасибо за это президенту Муху Алиеву.
Но хотелось бы, чтобы таких студентов было побольше. Для сирот есть льготы при поступлении в вузы. Из-за таких льгот, как мне поведали, некоторые родители даже умудряются «записать» своих детей сиротами. Не знаю, это уже за пределами моего понимания…
Самая сложная проблема — трудоустройство юношей и девушек после школы. Вот что стало бы поистине самой эффективной помощью! Надо сказать, что в домах для сирот дети живут на всем готовом и все «обязаны» о них заботиться, потому дети растут малоприспособленными к труду и ответственности. Конечно, есть фантастическая идея построить Дом летнего отдыха для сирот у моря в Избербаше, но есть опасность, что бесчестные люди могут «отхватить» этот берег. Потому хорошо бы подключить к идее, например, правительства Москвы и Северокавказского округа.
Гигантские средства потребуются, если начнем строить жилье для сирот, хотя это прямая обязанность государства. Правда, есть информация о том, что главы администраций присваивают эти средства… Что думает об этом прокуратура?
Надо бы приглашать детей в турпоходы, театры, музеи Москвы и Санкт-Петербурга. Нужно бы приобрести для них книги, организовать с их участием театральные постановки. Надо бы в СМИ, особенно по телевидению, регулярно организовывать передачи о сиротах, издать книгу о сиротстве в Дагестане. Простая и безотчетная отдача денег, по моему опыту, не очень эффективна. Нужна адресная помощь.
А самое важное: побольше бы усыновлять и удочерять сирот! Обычно хотят брать только здоровых и красивых. А что же делать, если сирота болен? Может, с этой проблемой выйти на Европу, США, другие страны?
Кроме того, есть в Дагестане неполные семьи с одним отцом или одной матерью, живущие крайне бедно. Надо бы их посетить и помочь им. У меня есть адреса и телефоны многих из них. Сбор информации продолжается.
Надо бы нам достучаться до людских сердец! Проблема острейшая, и если кто-то думает, что она его не касается, то это глубокое заблуждение, ибо все в этом мире взаимосвязано.
Думы о сиротах не покидают меня всю жизнь, ибо я сам прошел этой дорогой ада. Я готов встретиться с кем угодно для обсуждения технологии и стратегии помощи сиротам Дагестана.