Северная осетия избавилась от «яблока»

Партии в Осетии, как люди на Сицилии: сначала они исчезают, затем находят их трупы. Политические трупы
В прошлом году «СК» сообщал о том, что на территории Северной Осетии ликвидировано региональное представительство партии «Яблоко». Присвоение «яблочникам» статуса политических персон нон грата объяснялось следующим образом.

Избирком Северной Осетии, дескать, направил в североосетинское Управление Минюста РФ заявления 49 граждан, авторы которых утверждали, что они не состоят в партии «Яблоко». Исходя из этого заявления, происходила корректировка численности соратников Григория Явлинского в РСО-А. А именно: численность эта автоматически сокращалась до 241. При таком раскладе республиканская партячейка «Яблока» количественно не дотягивала до искомых 250, установленных российским законодательством. Вот и пришлось «Яблоко» убрать с политической сцены РСО-А.
Казалось бы, случилось то, что и должно было случиться. Ведь у Верховного Суда Северной Осетии имелись все необходимые юридические основания для ликвидации местных «яблочников». К тому же популярность «правых» в Осетии, в том числе и соратников Явлинского, в последнее время снизилась до критической отметки. Она и раньше была ниже плинтуса в республике, всегда традиционно тяготевшей к сталинизму. А уж после событий августа 2008-го, когда заокеанские покровители «Яблока» благословили нападение Грузии на Южную Осетию, яблочный рейтинг и вовсе приблизился к нулевому показателю.
Сварганив на скорую руку два осетинских пирога по поводу безвременной кончины партии правых в Северной Осетии, электорат вскоре забыл об их существовании. Однако почти год спустя история получила неожиданное продолжение. Исчезнувшая партия вдруг объявилась и громогласно объявила о своих претензиях.

Каковые излагались вполне адекватно: оказывается, никаких таких заявлений о липовом членстве в партии «яблочники» не подавали — депеши сфабрикованы, а подписи под ними подделаны. Помимо этого, по версии руководителей североосетинского «Яблока», к моменту расследования дела в суде численность членов партии возросла аж до 300 человек. При этом работники минюста РСО-А, якобы, вынуждены были признать, что не проверили подлинность членства всех партийцев, указанных в представленном реестре. Что, по утверждению руководства партии «Яблоко», явилось нарушением законодательных норм, согласно которым министерство обязано устанавливать подлинность всех партийцев в полном объеме. Верховный Суд Северной Осетии не учел эти обстоятельства и удовлетворил иск Управления минюста: это решение «Яблоко» обжаловало в Верховном Суде Российской Федерации.
Зачем же понадобилось минюсту «убивать» партию Явлинского в Северной Осетии? Ларчик открывался просто, — убеждены осетинские «яблочники». По их раскладам выходит, что республиканские власти задались целью уничтожить партию «Яблоко» за ее попытку обжаловать результаты выборов в Горсовет Владикавказа, состоявшихся год назад. Если кто забыл, новые выборы в городской парламент прошли по причине того, что 17 из 32 депутатов оставили свои кресла из-за «невозможности исполнять свои обязанности». В итоге депутатского демарша решения совета стали нелегитимными в связи с отсутствием в нем необходимого кворума.
Но представители минюста Северной Осетии в беседе с корреспондентом «СК» опровергли все «яблочные» доводы. По их словам, они не обязаны проверять членство абсолютно всех состоящих в партии граждан, поскольку физически это просто нереально — именно потому минюст и ограничился выборочной проверкой, что закону не противоречило. Во-вторых, все подписанты заявлений в минюст не отказались от своих слов и на выступлении в суде. При этом, подчеркнули в минюсте, судебные заседания состоялись в Моздоке и Пригородном районе, в котором проживали «липовые яблочники»: сделано это было для того, чтобы людям не пришлось добираться своим ходом во Владикавказ.
В общем, все точки над «i» расставит Верховный Суд РФ. Пока же можно сделать предварительные выводы. Не исключено, что целенаправленная попытка избавить Осетию от «Яблока» действительно имела место быть: нет дыма без огня.

Выборы в РСО-А, результаты которых «Яблоко» поставило под сомнение, — процесс далеко не всегда стерильный, в ходе которого мало кто брезгует грязными политтехнологиями. Но, с другой стороны, ситуацию вполне можно объяснить судорожным стремлением «Яблока» удержаться на плаву.

И даже если обвинения в адрес минюста подтвердятся, это не даст «Яблоку» повод жизнерадостно объявить: «Дело партии живет и побеждает». Ведь, судя по результатам последних выборов в Российской Федерации, «правые» сегодня представляют из себя политический труп. Попытки эти — мертвому припарки.

Они напоминают манипуляции известного колдуна Юрия Лонго, пытавшегося оживить мертвеца в морге. Но ведь оживил же! На глазах у всей страны, прильнувшей к телеэкранам. Потом, правда, знатоки утверждали, что роль «покойника» сыграл приятель г-на Лонго, однако это уже детали… Возможно, здесь та же ситуация.
Чем закончится тяжба, неизвестно. Пока российский Верховный Суд отменил решение Верховного Суда Северной Осетии о ликвидации регионального отделения партии «Яблоко»: дело направлено на новое рассмотрение. По информации из пресс-службы «Яблока», на заседании Верховного Суда РФ приняты к рассмотрению новые реестры членов партии, согласно которым на момент рассмотрения дела в региональном суде численность североосетинского «Яблока» превышала 250 человек.