Система распределения денег среди безработных, желающих стать предпринимателями, в нашей стране сложная и многоуровневая. Есть федеральные программы, есть программы субъектов федерации, есть порядок поддержки федеральными деньгами местных программ. Поэтому предоставление безвозмездных субсидий на компенсацию затрат, связанных с организацией предпринимательской деятельности и самозанятости безработных граждан (так на канцелярском языке называется помощь гражданам в создании своего дела), регламентируется многими документами, разобраться в которых непросто.
На федеральном уровне такими документами выступают прежде всего постановление правительства РФ N1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ» от 31 декабря 2008 года с изменениями от 20 мая 2009-го, а также Административный регламент предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, утвержденный приказом Минздравсоцразвития N281 16 июня 2008 года.
Содержание упомянутых постановлений правительства вряд ли можно считать полезным для конкретного безработного — там главным образом описывается порядок выделения федеральных субсидий регионам для финансирования различных программ занятости. Интересной для соискателя субсидий может оказаться сумма федерального финансирования, выделяемого из бюджета согласно постановлению,— 12 максимальных пособий по безработице (4900 руб.), то есть 58 тыс. руб. на одного человека.
Административный регламент — документ более полезный. Зная его положения, безработный окажется подготовленным к общению с сотрудниками службы занятости, так как уже будет знать, что его ждет. В частности, он окажется осведомлен о том, как с ним должны разговаривать по телефону (вежливо, подробно информируя), сколько ему положено ожидать в очереди (не более 30 минут), какие документы от него потребуют и что может послужить причиной отказа в предоставлении ему государственной услуги. Так, например, о субсидиях могут и не мечтать те, кто не зарегистрировался безработным официально, и те, у кого нет российского паспорта или трудовой книжки.
Далее регламент подробно, насколько это вообще возможно, описывает действия сотрудников службы занятости и безработного. Если кратко пересказать содержание сотни параграфов, опуская многочисленные технические процедуры типа «вывода документов на печатающие устройства» или «фиксации в программно-техническом комплексе полученных данных», процедура получается примерно такая.
Безработный должен прийти с документами в центр занятости, заполнить там анкету и пройти тестирование на пригодность к предпринимательской деятельности. Далее, получив предварительную консультацию, он отправляется сочинять бизнес-план будущего дела. Когда бизнес-план готов и не вызывает нареканий, сотрудник службы и безработный совместно решают, не нужно ли последнему получить какие-нибудь дополнительные навыки для реализации проекта. Если нужно, то, вооружившись полученными от сотрудника инструкциями, безработный отправляется навыки получать и попутно готовить регистрацию своего бизнеса, а если навыки у него уже есть — то просто готовить регистрацию.
После того как бизнес зарегистрирован (организационно-правовая форма выбирается исходя из потребностей будущего предпринимателя), а подтверждающие регистрационные расходы документы поданы, сотрудник службы занятости готовит решение об оказании финансовой помощи и подписывает его у начальства. Компенсации подлежат оплаченная государственная пошлина, нотариальные расходы, оплата услуг правового и технического характера, а также расходы на приобретение бланочной документации, изготовление печатей и штампов.
Как только приказ готов, безработный, согласно еще одной сложной процедуре, получает пособие по безработице и компенсацию затрат на регистрацию бизнеса. Соответственно, становится бизнесменом и перестает считаться безработным. При необходимости, согласно регламенту, к новоиспеченному предпринимателю даже могут пристроить на работу других безработных, состоящих на государственном учете.
Бизнесмен по регламенту
от
Метки: